Сёла-соседи. Дементиевка. Покушение на убийство
120 лет назад, а точнее, 6 мая 1899 года в харьковском окружном суде, с участием присяжных заседателей, слушалось дело о бывшем земском фельдшере Иване Зеленском, обвинявшемся в покушении на убийство.
Председательствовал товарищ А.Н. Кривцов. Обстоятельства дела заключаются в следующем.
29 июля 1898 года, в помещении дементеевского волостного правления, Харьковского уезда, судебный следователь Здравомыслов производил следствие об оскорблении словами дементеевского волостного старшины, Владимира Вакулы. В проступке этом обминялся земский фельдшер Иван Александрович Зеленский, который просил судебного следователя допросить в его присутствии свидетеля -- бывшего дементеевского волостного писаря Ивана Гармаш. Судебный следователь удовлетворил это ходатайство. Иван Гармаш был допрошен в присутствии Зеленского, и когда показание Гармаш были записано, Зеленский обратился к нему и спросил: "так по вашему я и старшину назвал мошенником?". Гармаш отвечал:"да, вы сначала одного назвали мошенником, но затем, обращаясь ко мне и волостному старшине, сказали: "все вы мошенники". -- После этих слов Гармаш повернулся к следователю, чтобы подписать протокол, как вдруг у Зеленского в руках появился револьвер, раздался выстрел и Гармаш почувствовав болезненное ощущение в левом боку, выскочил из комнаты. Тогда Зеленский подал судебному следователю Здравомыслову ещё дымящийся револьвер.
-- "Что это значит? Зачем вы это сделали?" -- спросил следователь.
-- "Зачем меня оскорбляют? --заметил Зеленский. Следователь спросил его: "Вы стреляли из заряженного пулей револьвера , или произвели холостой выстрел?"
--"Да, револьвер был заряжен!" -- сказал Зеленский.
Осмотрев тогда же Ивана Гармаша, судебный следователь Здравомыслов увидел, что пиджак его, жилет и рубашка были пробиты пулею, и с левой стороны спины на теле оказалась небольшая ссадина. По мнению уездного врача Рындовского, освидетельствовавшего затем Ивана Гармаша,последнему причинена была пулей лёгкая контузия. Привлечённый в качестве обвиняемого в покушении на убийство Ивана Гармаша, Иван Зеленский признал себя в том виновными рассказал следующее:
Он, Зеленский, служил 4 месяца земским фельдшером в селе Дементеевке, где Гармаш состоял волостным писарем. Между ними установились дурные отношения вследствие того, что Гармаш причинял ему много неприятностей; главным образом неприятности эти заключались в несвоевременной подаче лошадей для разъездов по участку. Действия Гармаша в этом направлении довели его, Зеленского, наконец, то того, что однажды, в июне месяце 1898 года, он назвал Гармаша мошенником. Это было в волостном правлении, в присутствии волостного старшины Вакулы, Гармаш воспользовался этим по-своему: он составил акт о том, что будто бы он, Зеленский, оскорбил и старшину. В то же время он, Зеленский, решился подать со своей стороны жалобу земскому начальнику на старшину и писаря Гармаша. Однако, жалобы этой он не подал, условившись со старшиной и писарем Гармашом, что и они также не дадут хода составленному ими акту об оскорблении старшины. В последствии оказалось, что делу этому всё-таки дано было должное направление. Это сильно озлобило его, Зеленского, который в данном случае считал главным виновником Гармаша. Накануне того дня, когда ему надо было явиться для допроса к следователю, Зеленский поехал в Харьков и купил там револьвер с тем, чтобы стрелять в Гармаша, если при следствии он подтвердит ложное обвинение. Намерение своё он и привёл в исполнение, услышав данное Гармашом судебному следователю показание.
Осмотром отобранного у Зеленского револьвера было установлено, что револьвер этот вполне исправный, бывший мало в употреблении; в револьвере этом оказалось пять патронов с пулями, а шестой без пули.
При производстве дальнейшего следствия показаниями земского врача Авдакова, землевладельца Захарова, священника о. Иоанна Стефановского и других выяснились следующие обстоятельства: Зеленский состоял земским фельдшером в слободе Дементеевке с 5 марта 1898 года. Он был человеком вполне развитым, трезвым и трудолюбивым. Он очень внимательно и старательно относился к своим обязанностям фельдшера. Ему постоянно приходилось наталкиваться на затруднения относительно лошадей, которые ему были нужны для разъездов по участку. Земская почтовая станция в Дементеевке была в заведовании волостного старшины Вакулы; отпуском же лошадей распоряжался волостной писарь Гармаш.
Последний, по отзывам свидетелей, не отличался ни трезвостью поведения, ни сдержанностью в обращении. Очень часто Гармаш пользовался земскими лошадьми для своих частных поездок, а Зеленского всячески стеснял в пользовании земскими лошадьми.
Как-то Зеленский послал в волостное правление за лошадьми. Гармаш на это заметил: " Вот ещё барин выискался, не присылать, а сам должен явиться за лошадьми и расписаться в книге." К земскому врачу Авдакову стали поступать от крестьян отдалённых хуторов жалобы на то, что фельдшер Зеленский не выезжает на вызов к больным, а Зеленский в свою очередь жаловался, что это происходит от стеснения в получении лошадей. Когда составлен был акт о нанесении Зеленским оскорбления старшине Вакуле, то Зеленский тогда собирался подать земскому начальнику жалобу на действия старшины Вакулы и писаря Гармаша. Тогда последний обратился к священнику о. Иоанну Стефановскому и просил его посредничества, чтобы удержать Зеленского от подачи жалобы.
Благодаря стараниям о. Стефановского, между старшиной Вакулой и Зеленским состоялось соглашение и решено было, что Вакула не даст хода акту о нанесённом ему оскорблении, а Зеленский откажется от подачи жалобы земскому начальнику. После того, как стало известно, что писарь Гармаш, вследствие ходатайства о том сельского общества, уволен от должности, акту о нанесении старшине Вакуле оскорбления дан был ход, и возникло предварительное следствие , во время производства которого Зеленский и выстрелил в Гармаша из револьвера.
По сообщению земского начальника 1-го участка Харьковского уезда Иван Гармаш уволен от должности волостного писаря 17 июня 1898 года "за бестактности по службе", как в отношении должностных лиц волостного и сельского правления, так и в отношении общества.
На судебном следствии обвиняемый , 19 летний юноша, чистосердечно сознался в своём проступке и уверял, что в нём он теперь жестоко раскаивается.
Товарищ прокурора, сгруппировав факты, находил Зеленского виновным в покушении на убийство. Защитник, присяжный поверенный А.Ф. Данилович, указав на неблагоприятную обстановку, в которой Зеленский, юноша полный сил и желавший работать, находился, проживая в Дементеевке, благодаря Гармашу, настаивал на полном оправдании подсудимого.
Присяжные заседатели совещались всего только две минуты и вынесли Зеленскому оправдательный вердикт.
Объявив Зеленского свободным от суда, господин председательствующий сделал ему должное внушение, рекомендуя ему в будущем избегать таких поступков, благодаря которому он однажды уже очутился на скамье подсудимых.
Источник -- по публикациям "Южного края"
Комментарии
Отправить комментарий