История возникновения хуторянской школы в дергачевской волости.

Скоро 1 сентября. Ученики и учителя снова встретятся после летних каникул в своих родных школах. Зазвенит осенний звонок и начнётся пора новых знаний, открытий, интересных уроков, заданий, решений, пора нового опыта в разных школьных предметах.

Жажда к знаниям у крестьян более 100 лет назад уже была, но не у всех была возможность посещать школу. Количество мест в школе было ограниченным.
И потому на рубеже 19-20 веков остро стоял вопрос постройки всё новых и новых школ в сельских хуторах.
Так, в Шептухино-Волибоковских (в газете так и написано, но мне кажется, речь идёт о Болибоковских хуторах) деркачевского Николаевского прихода, 11 октября 1901 года была освящена и открыта новая церковно-приходская школа.


На открытии присутствовали уездный предводитель дворянства, князь Александр Дмитриевич Голицын, земский начальник  С.Д. Левшин и епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Василий Фёдорович Давиденко.


князь Александр Дмитриевич Голицын

Чин освящения был совершён председателем епархиального училищного совета, ректором семинарии протоиереем И. Знаменским, в сослужении председателя уездного отделения священника П. Скабичевского и всего местного духовенства; величию и торжественности богослужения много способствовал прекрасный певчий хор, состоящий из учителей и учеников деркачевской второклассной школы, в числе 35 человек.

Школьное здание было устроено по плану инженера Немкина и было рассчитано на 100 учеников. Это было деревянное здание на каменном фундаменте, внутри и снаружи отштукатурено, покрыто железной крышей, с пятью большими светлыми комнатами, было снабжено всей необходимой школьной мебелью.
После молебствия был прочитан акт, в котором указывалось, что что постройка школьного здания обошлась 2500 рублей, из которых 1037 рублей отпущено училищным советом при св.Синоде, 500 рублей от харьковского уездного земства, 650 рублей пожертвовано прото иереем Д. Регишевским и от крестьян-хуторян 312 рублей разным строительным материалом. Усадьба в размере 1100 квадратных саж., отведена крестьянами и была засажена прекрасными фруктовыми деревьями, которые были подарены харьковской земледельческой фермой.

Протоиерей Регишевский предложил скромную трапезу, после которой всем гостям , певчим и школьникам, которые поступили в ново-открытую школу, 65 человек, отец Регишевский прочёл составленную им историческую о возникновении хуторской школы.

"В конце сентября 1895 года, -- говорил протоиерей Регишевский, -- в дождливую, грязную и холодную погоду пришла пешком в слободу Деркачи крестьянская девушка, Мария Илларионовна Гавриленкова, и обратилась ко мне, бывшему тогда окружным наблюдателем, с просьбою дать ей место учительницы при одной из начальных деркачевских школ.
Я не мог удовлетворить этой просьбы, во-первых, потому, что при существовавших тогда в Деркачах трёх народных школах не было вакантных учительских мест, а во-вторых, ещё и потому, что Гавриленкова имела самый наименьший образовательный ценз, -- она окончила курс только в начальной народной школе; два года по окончании курса, она оставалась практиканткой  при своей школе и имела , сверх того, похвальный отзыв о своём поведении от законоучителя. Получив от меня отказ, Гавриленкова настойчиво просила дозволить ей открыть школу грамоты в одном из дергачевских хуторов на свой собственный страх, не требуя для этого никакой материальной поддержки от кого бы то ни было, и надеясь покрыть все расходы вознаграждением, получаемым от родителей крестьянских детей. Проверив знания Гавриленковой по закону Божьему, русскому языку и арифметике, я, принимая во внимание добрый отзыв законоучителя о поведении Гавреленковой, а также её необыкновенную энергию и желание послужить народу, разрешил ей открыть частную школу в хуторе Шептухином. За две недели девица Гавриленко обошла все ближайшие хутора, наняла крестьянскую избу, устроила в сенцах печку и перегородку, собрала 40 ребятишек и целых два года неустанно с ними работала, обучая грамоте, молитвам, закону Божьему, а в праздничные и воскресные дни собирала взрослых крестьян, читала им жития святых отцов, молитвы и акафисты и приобрела искреннее расположение крестьян, а в особенности крестьянок,  которые доставляли ей все необходимые пищевые продукты и платили за каждого школьника  два рубля в год. Но сырая, тесная, тёмная и холодная изба надломила здоровье неутомимой работницы, -- она заболела тифом, и я убедился, что невозможно продолжать дело при таких тяжёлых условиях. Школа закрылась. Гавриленкова получила место учительницы в благоустроенной школе Общества грамотности, оставив нам пример бескорыстной, добросовестной и всею душою преданной работницы на поприще народного образования. Для меня -- приходского священника деятельность Гавриленковой стояла укором; я, облечённый и властью, и авторитетом своего сана, не мог сделать за многие годы для своих хуторян того, чего достигла,  благодаря своей энергии, простая крестьянская девушка за самое короткое время.
Тогда то я и начал хлопотать перед начальством и частными лицами об отпуске средств на устройство настоящей, сегодня освящённой, хуторской школы, и только за четыре года Господь привёл это дело к благополучному концу."

(Источник-- "Южный край" 1901 год)





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)