Сообщения

Сообщения за сентябрь, 2021

Воспоминания Константина Болдина. 1943 год.

Изображение
Из дневника военного хирурга Болдина Константина Михайловича ( 1905-1965). В 5.00 10/III (10 марта 1943) срочно вызвали к комбату, где успел лишь записать маршрут. Домой уж не попал. Остались там мои сапоги, котелок Т. М. и еще кое-какие мелочи. Предложили так быстро выметаться из Полковой Никитовки, что не удалось даже проверить людей, дать ездовым маршрут. Рванули на восток. Скверно отступать, а приходится! Снова каменные лица безмолвных жителей, которым и в глаза смотреть не хочется. Обгоняя обоз, даю указание ездовым не ехать кучей, как у нас ездят до сих пор — бомбежки еще ничему не научили! Кони у операционно-перевязочного взвода приличные и могут на рысях обойти остальных лошадей. Поручаю Словестникову и санинструктору Попиковой вывести обоз, даю им маршрут до М. Писаревки. Сам выбираюсь вперед за комбатом и начсандивом. В с. Зарябино жду обоз. Нет моих подвод! Охватывает беспокойство. Говорят, что сдан Богодухов, а он всего километрах в десяти от нас. Вечером я в М. Писаревке.

Награда казачьелопанцу

Изображение
10 (22) апреля 1832 г. император Николай I подписал манифест «Об установлении нового сословия под названием Почётных граждан». Почётные граждане — сословная группа городского населения Российской империи в XIX — XX вв. Почётное гражданство разделялось на личное (пожизненное) и потомственное (передавалось по наследству) и либо приобреталось по факту рождения, либо могло быть высочайше пожаловано по ходатайству самого просителя. Оно могло быть приобретено по службе или по особым представлениям. Кроме того, по представлению соответствующих министерств, личного почётного гражданства могли быть удостоены иностранные учёные, художники, торговцы, которые, не имея российского подданства, по мнению властей, приносили Российскому государству существенную пользу. Причисление к почётному гражданству осуществлялось решением  Правительствующего Сената  или, в особых случаях, императорским указом. Потомственным почётным гражданам Сенат выдавал соответствующие грамоты, а личным — свидетельства установ

Бондарев Антон. О народных и волостных судах.

Изображение
Автор:  Бондарев Антон Весьма вероятно, что слова «народный/крестьянский суд в XIX — начале ХХ века» могут вызвать у большинства наших современников весьма неприятные ассоциации. Причины, впрочем, для этого есть, и весьма основательные. Ведь истории о том, как разгневанная толпа, сметая все на своем пути, устраивает такой себе суд Линча, являются в наше время достаточно   известными. Так, например, в селе Степанов Яр Богодуховского уезда в 1884 году местные крестьяне, поймав конокрада, загнали его в болото и колотили до тех пор, пока тот не погрузился в воду и не захлебнулся. Приблизительно в то же время в другом населенном пункте Харьковской губернии были преданы суду крестьяне за истязания, совершенные над одной женщиной. Ее и дворового человека, находившегося с нею в связи, раздели, вымазали дегтем и водили по всему селу. А после заковали в конские пута и привязали со скрученными назад руками к стенам арестантской. Неверную жену, совершившую прелюбодеяние, во время самосуда на какое

Брачный обыск по селу Лопань Архангельской церкви за 1847 год

Изображение
Брачный обыск. Письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нер