Сообщения

Сообщения за январь, 2019

ВОВ. Продолжая поиски... Скорбач Виктор Степанович.

Изображение
В ноябре прошлого (2018) года я познакомилась с поисковиком -- Викторией Нестратенко . Она искала родственников Светличного Леонида Лукича (родившегося в Казачьей Лопани), останки которого были обнаружены в Брянской области в Карбовском лесу, спустя более чем 70 лет... Я помогала найти родственников, были оповещены жильцы посёлка, администрация, мы отправили письмо в Харькове на имя предполагаемой родственницы, но ответа так и не получили, родственники не нашлись... Пользуясь случаем, я тогда задала Виктории вопрос о своём родственнике -- родном брате моего дедушке -- Скорбач Викторе Степановиче , погибшем в апреле 1945 года у реки Одер недалеко от Берлина. (у дедушки Вани был ещё один брат Фёдор, не вернувшийся с войны, но о нём отдельная история). Эта публикация о Викторе, о Викторе Степановиче Скорбач -- младшем брате моего дедушки (Скорбач Иван Степанович). В ходе своих поисков, я пришла к результату -- я нашла его имя в онлайновой военной базе, и по документам выяснила

Церковнослужители в Казачьей Лопани. Пономарёвы

Изображение
Продолжаю знакомить с церковнослужителями Архангело-Михайловской церкви села Лопани . Ранее я рассказывала о семье священнослужителей Фесенковых , о семье псаломщика Еворницкого , о священнике Филарете Антонове и его семье и о церковных старостах . Сегодняшний мой рассказ о семье церковнослужителей Пономарёвых . Это большой род в Казачьей Лопани , представители  каждого поколения которого были на службе у церкви. Именно этот род тесно связан с родом Еварницкого благодаря браку между Пономарёвой Татьяной Иосифовной и дьячком Даниилом Акимовичем Еварницким, которые венчались 20 января 1863 года (ровно 156 лет назад). Узнать о роде Пономарёвых мне помогла информация, взятая из ревизских сказок, метрических книг и клировых ведомостей по селу Лопани. Постепенно вычитывая книги, я выписывала имена, и сразу старалась составить схему рода. Получилось дерево, насчитывающее 6 поколений. Уверена, что если заниматься вплотную изучением этого рода, искать потомков, то это дерево мож

Жертвы репрессий СССР. Казачья Лопань

Изображение
"В 1992 году по инициативе СБУ, Национальной академии наук Украины и Всеукраинского общества краеведов была создана серия книг « Реабилитированные историей », призванная составить списки жертв политических репрессий в Украине, опираясь на архивные данные. Издана первая книга в 2 частях, которая охватывает период с 1917 года до середины 1934 года. Изданы ещё 2 книги, охватывающие период с середины 1937 года до конца 1938 года. В Харькове в эти годы было расстреляно более 10 тысяч человек. Кроме восстановления имен, эти архивные уголовные дела являются прекрасным источником информации об истории Харьковщины, о людях, которые здесь жили, об их судьбе." ( Источник ) Существует так же интернет-проект " Национальный банк данных жертв политических репрессий советского периода в Украине ". " Политика сталинского режима , направленная на ликвидацию украинской идентичности и создания нового сообщества «советский народ» , привел к многочисленным

В Борисовской Тихвинской девичьей пустыни. Рассказ паломника.

Изображение
Рассказ паломника, следовавшего из Харькова через Казачью Лопань в Борисовкую Тихвинскую девичью пустынь. "Южный край" № 4656 26 июля 1894 В Борисовской Тихвинской девичьей пустыни. (Корреспондент "Южного края") Дачный поезд в со­ставе одного вагона 3 класса и чуть ли не четырех десятков 4-го, наполненных возвращавшимися на север рабочими, в 6 часу вечера из Харь­кова 21 числа пришел па ст ."Казачью Лопань". У вокзала ни одного экипажа. Карьером носящиеся по дебаркадеру ( Платформа железнодорожной станции - устар.) взад и вперед целыми флангами рабочие, ищущие "испить че­го-нибудь" и боящиеся остаться, не по­пав в свой вагон, мешают рас­спросам у железнодорожных служа­щих. Кое как, благодаря любезно­сти местного почтосодержателя зем­ской станции, давшего одну лошадь при двух "обратных", возвращавшихся по предстоящему нам пути, я и двое спутников уселись в таран­тас и направились к цели нашего путешествия, Борисовской Тихви

А.И. Олейников "Рождённая на землях запорожских". В первом украинском селе.

Изображение
Совсем небольшая заметка Олейникова о периоде освобождения Казачьей Лопани от фашистов в его книге "Рожденная на землях запорожских". (первый его рассказ "Старик" и мальчик можно почитать тут ) 8 августа 1943 года 95-я дивизия вступила на землю Украины. Она шла по тем же дорогам, по которым когда-то отходила. У околицы первого освобождённого села Казачья Лопань на пригорке стоял старик -- высокий, седобородый. Может быть, тот самый, который осенью 1941-го говорил отходившим воинам горькие слова. Слёзы катились по его морщинистым щекам. Старик шагнул навстречу гвардейцам и протянул им на вышитом полотенце хлеб с солью.  -- Сыночки! Дождались мы вас. Спасибо за всё! Всё село, и стар, и млад, радостно приветствовало своих освободителей, от души угощало, чем могло.  В Дивизионной газете вскоре напечатали письмо украинских крестьян к воинам-освободителям: "Дорогие товарищи! Вы слышите, как стонет украинская земля под пятой немецких поработителей. Спешите, дорогие

Гнат Хоткевич и Казачья Лопань

Изображение
Одна только фраза, прочитанная мною в книге " 100 знаменитых личностей Харькова " о Гнате Хоткевиче , заставила меня написать эту публикацию. Цитата из книги: "В 22-м (1922) Гнат Хоткевич уже возглавляет художественно-вокальный театр, который представляет слушателям концерты «Украинский анонимный романс XIX века», «Старинная западно-европейская опера», «Вечер И. Франко», «Песни лемков» и др. Через два года организуется вокальное общество «Митус». А еще был этнографический инструментальный квартет села Борки, квартет бандуристов при 23-м артиллерийском полку, капелла бандуристов при 25-й стрелковой Чапаевской дивизии, женский хор села Казачья Лопань …" Сегодня я хотела познакомить читателей с этой личностью, которая оставила большой вклад в историю Казачьей Лопани, развивая музыкальные таланты наших предков и прививая любовь к украинской песне. Современное поколение, участвуя в музыкальной жизни посёлка, а особенно в  хоровых коллективах Казачьей Ло