Что изучали в школе наши родители и бабушки-дедушки в 30-ые годы прошлого столетия?

Этот рассказ, вероятнее всего, будет интересен учителям. Ведь всегда интересно сравнивать школьную программу разных лет, изучать, как и чему обучали школьников в прошлом, сколько заданий было, какая идеология, и т.п.

Школьные журналы, которые мне удалось найти в ГАХО, помогли ответить на многие вопросы.
Они сохранили информацию не только об учениках, но и о предметах, изучаемых школьниками.

Чуть ранее я уже рассказывала, что большое внимание уделяли каллиграфии.
А на уроках украинского и русского языков уделяли большое внимание выразительному чтению. Технике чтения в целом уделялось много времени.
Нужно было не просто выучить стихотворение наизусть и рассказать его, а нужно было рассказать его именно художественно.
Оценивалось именно художественное, с выражением чтение стихов.
Возможно, этот навык помог в дальнейшем школьникам Казачье-Лопанской школы создать школьный театр и с удовольствием играть в нём.
Уделялось внимание художественному чтению и пересказыванию рассказов. Ставился акцент на умении найти в тексте места , отвечающие на поставленный вопрос.
Что читали?

В 4-ом классе читали:
"Кавказ" (Бунина или Шевченко, не известно), "Муму" Тургенева, "Сигнал" (вероятно, Гаршина), учили наизусть стих "Волк и Ягнёнок".

На природоведении в 4-ом классе изучали жизнь растений, животных.
Бесхребетных, которые живут в воде, хребетных, земноводных, ползучих. Птиц, голубей, кур, их породы, и инкубаторных птиц. Отдельно изучали жирафа, слона, льва, тигра, белого медведя, диких зверей, морских, домашних-- корову, коня, свинью. Верблюда, оленя, обезьян.

В 4-ом кассе уже изучали строение тела, строение и состав костей, хребет, грудную клетку, череп, сокращение мышц, всевозможные отравления во рту, в желудке, в кишках и способы лечения.
Изучали дыхание, органы дыхания, как меняется движение воздуха, как происходит дыхание.
Изучали кровь, как она движется, сердце, нервную систему, работу нервов и их работу.
Спинной мозг, головной, органы чувств.

Проводились прогулки в лесу.

История.
Приведу несколько тем из большого списка изучаемых детьми исторических тем.
Наша Родина, наша Родина в далёком прошлом, древние государства, древние народы Сибири и восточной Европы, славяне, создание Киевского государства, княжна Ольга и Святослав, новая вера и законы, восстание у Киевском княжестве, Новгородская земля, Суздальская Русь, Монголы, московские первые князья, враги московского государства, Золотая Орда, Татаро-монгольская неволя, расширение российского государства, борьба украинцев с поляками, присоединение к России, культура России, дворянская Империя, Пётр 1, Царская Россия, война 1812 года, Наполеон, Николай 1, русские писатели, завоевание Армении, борьба горцев, революция 1848 года, Карл Маркс и Энгельс...

География.
Положение СССР, значение морских границ, полярная звезда, зона тундры, лесов, тайги. Реки, озёра, моря, болота СССР. Жизнь таёжных народов. Природа, население, растительность. Пустыни, степи, Крым, Кавказ, Урал и т.д.

Теперь самое интересное. О чём пели на уроках пения?

Конечно же, партизанские песни и песни про Сталина, про Ворошилова, песню "Каховка",
"О встречном", "Мы кузнецы".

Были и народные песни. "Пішли діти в поле", пели две песни про ёлочку,
Пели траурный марш "Замучен тяжёлой неволей", песню "Москва", "А ну ка песню нам пропой".




В 5 классе изучали:
По украинскому языку и литературе: кроме правил, учили стихи про Сталина,
стих "На Майдане" Тычины.
Читали " До мети", "Пилипко".
"Траурный марш" Сосюры. Изучали биографию Петра Иосифовича Панча.
"Трофеи", "Как закалялась сталь", "Павел Корчагин", "Песня про товарища Сталина".
Читали сказку "Ленинская правда".
"Ой, заграло Чорне море", учили наизусть стихотворение "Дружба в нас міцніше сталі".
Биография Шевченко,  рассказ "Врятувала поїзд", "Як умру" --учили наизусть.
"Якби ви знали, панічі", "Садок вишневий коло хати".
Биография -- Марко Вовчок, Лесі Українки, Коцюбинського, Янка Купала, Островського, Глиібова, читали и учили их произведения.
На уроке русского языка изучали биографию Горького, Крылова, Тургенева, Некрасова, Д. Бедного, Пушкина, Дубровского и др.

Пели на уроке пения:
"Спортивный марш", "Прощание", "Песня о тачанке", "Думи мои" Шевченко, "От края и до края", "Песня про Щорса".


Казачья песня о Сталине, "Траурный марш", "То не тучи -- грозовые облака", "Песня о луганском слесаре", песня "Щиглик оженився", "Если завтра война", "Нас не трогай!", "Не скосить нас саблей острой!", "Эй, грянем сильней!", "Винтовка".


И физкультура.
Изучали заднее построение,  гимнастические упражнения, построение. бег, бросание гранат, прыжки, опять гимнастика и упражнения.
Изучали (на уроке физкультуры!)  средства и способы защиты от ПВО  в школе.
Изучали гранату и её устройство, устройство противогаза.
Ходили в строю. Метали гранаты. И это 1938 год....

У меня сложилось впечатление, что как-будто подсознательно (или сознательно), ребят готовили к войне, иначе я не понимаю программу обучения, ведь гражданская война закончилась на то время 20 лет назад...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)