Проезжая через Казачью Лопань... Преосвященный Савва.

Предполагаемый портрет Архиепископа Саввы


Продолжаю знакомить читателей с теми, кто каким-либо образом, хоть и бегло, но бывал в Казачьей Лопани или останавливался тут, проезжая мимо.

Сегодня я расскажу об Архиепископе Савве, в миру известного как Иван Михайлович Тихомиров (1819-1896 гг).
Он родился во Владимирской губернии. Учился в Шуйском приходском училище, затем во Владимирской духовной семинарии.
С марта 1843 года был учителем по классу греческого языка, катехизиса, арифметики и церковного устава Муромского духовного уездного училища.
15 мая 1855 года он был возведён в сан архимандрита.
18 мая 1859 года архимандрит Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии. Одновременно он стал членом Московской духовной консистории; 22 марта 1860 года он был избран членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества. Его деятельность была отмечена орденом Св. Анны 2-й степени.
21 января 1861 года определением Святейшего Синода был назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Высоко-Петровского монастыря с оставлением членом консистории.

С 17 июня 1866 года — епископ Полоцкий и Витебский.

В 1874 году он был назначен на службу в Харьков, где прослужил 4 года, 4 месяца и 17 дней.

В 1904 году в собственной типографии Свято-Троицкой Сергеевой Лавры был напечатан труд, в пятом томе которого под названием "Автобиографические записки" изображается деятельность преосвященного Саввы в Харьковской епархии за время с 1-го декабря 1874 года – по 24 апреля 1879 года.

Это описание Саввы о его работе в Харьковской епархии, начиная с момента о его назначении и до отбытии из Харькова в Тверь на новое место службы в 1879 году.
 В этом труде он описывал чуть ли не каждый день, два из которых стали для меня наиболее интересны, так как в них он рассказывает о своё коротковременном пребывании в Казачьей Лопани.

Первое состоялось в мае 1878 года. Это был обычный день осмотра церквей и ревизии причтов уезда. А второе -- во время окончательного отбытия Саввы из Харькова в апреле 1879 года.

Публикую выдержки из этого труда.

Итак...Май 1878 года.

"27-го ч. в 8 1\2 часов утра выехал из Харькова, в сопровождении Кафедрального Ключаря и прочей свиты, для обычного осмотра церквей и ревизии причтов.
Первая встретившаяся на пути церковь была в слободе Русская Лозовая – Русская в отличие от другой Лозовой —Черкасской. Местность, в которой расположена слобода —Русская Лозовая, болотистая, неблагоприятная в гигиеническом отношении. Церковь во имя Святителя Николая деревянная, не весьма благолепная. В ней, по местному обычаю, хранится на полках по стенам множество небольших икон, принадлежащих прихожанам. О прихожанах своих настоятель церкви, священник Аполлон Ястремский, в своей докладной записке, пишет, что они «с усердием протекают в храм Божий для излияния своих религиозных чувств, выражая в оном свои прошения, свои прославления и свою благодарность Творцу и Создателю вселенныя».

В той же записке о. Ястремский о своём причте (двуклирном) выражается: «причт духовный свято и ненарушимо исполняет свои служебные обязанности и старается служить добрым примером своим прихожанам, а чрез это снискивает себе от них расположение.»

Между тем, прихожане, при моём посещении и испытании их, оказались малосведущими в первоначальных даже истинах Христианской веры.
В слободе Русской Лозовой архиерейского посещения, как сказывают мне, никогда не было.

Слобода Дементеевка. Здесь обратил на себя внимание помощник настоятеля, священник Д. Андреенков (1), который в продолжении 15-ти лет своей службы написал одно только поучение, и того не произносил в церкви. За такое опущение существеннаго долга пастырскаго служения сделано ему строгое внушение.

Слобода Казачья Лопань. Церковь построеня в 1793 году тщанием священника Игнатия Фленкова.

(Тут, очевидно, фамилия священника указана ошибочно. По документам клировых ведомостей и метрических книг фамилия священника — Фесенков Игнатий)


Слоб. Уды расположена по обеим сторонам р. Уд.
Церковь каменная благолепная, построенная в 1822 г. В ея построении участвовал, между прочим, профессор Харьковского Университета Иоаким Нахимов. Причт двуклирный, прихожан более 5000 душ обоего пола, в том числе до 700 д. Раскольников поморской безпоповщины, с коими не без успеха ведет борьбу Настоятель прихода, Протоиерей Н. Ничкевич (2).

В докладной записке, которую за болезнею настоятеля, представил мне его помощник протоиерей П. Каллинин, о прихожанах сделан такой отзыв: «прихожане все, кроме раскольников, в религиозном олтношении достаточно удовлетворяют чувство благодарности пред Богом, и, благоговея к храму Божию, усердно посещают его во все воскресные и праздничные дни».

Заштатный город Золочев. Успенская церковь каменная, не довольно прочна; собирается сумма на построение нового храма. В числе 1200 душ прихожан до 30 человек раскольников. «Раскольники эти, – пишет в своем рапорте Настоятель, свящ. М. Рокитянский, – не местные коренные прихожане, а перешедшие на жительство в г. Золочев из хутора Козачка, прихода села Уд, бывшие прихожане Харьковской единоверческой церкви, оставившие единоверие и возвратившиеся в раскол; на православных прихожан они не имеют никакого влияния.»

(1) —умер 27 марта 1896г. см. Листок для Харк. епархии 1896 г. № 8, стр. 201.
(2) —умер 6 декабря 1879 г. см. Харьк. Епарх. Ведомости 1880 г. №7, стр. 197.

В 6 часов пополудни прибыл я в слободу Должик – имение Князя Дм. Фед. Голицына, и здесь, по приглашению молодого помещика, остановился в его обширном доме на ночлег, расположившись на другой день совершить в Должинском храме литургию.

Богатое имение Должик, принадлежавшее некогда Харьковскому полковнику Григорию Иерофеевичу Донцу, переходило затем из рода в род, от сына Донца Фед. Григорьевича к князю Як. Никит. Крапоткину, женатому на его дочери; от Крапоткина к его зятю Щербинину, а от сего последняго, не знаю, чрез какое посредсво, к настоящему владельцу.

Существующая ныне в сл. Должик каменная церковь сооружена Князем Крапоткиным, а его зятем Щербининым снабжена дорогими по ценности, столько же и изящными по рисунку, в особенности замечателен в последнем отношении сосуд для благословления хлебов, устроенный в виде пшеничного снопа.

В 7 часов вечера слушал я всенощную в доме."

Апрель 1879 года.

28-го ч. слушал позднюю литургию в Покровской монастырской церкви и после литургии простился с монашествующею братиею, благословивши её обрахом Преп. Саввы Вишерскаго.
В 3 часа пополудни, я вошел в Крестовую церковь, куда собралось духовенство и немалое число граждан; приложившись к св. престолу и местным иконам и благославивши народ, я сел в экипаж и отправился на станцию железной дороги, в сопровождении немалого числа экипажей. По распоряжению начальства железной дороги, мне предложен был вплоть до Москвы особый, так называемый, министерский вагон. Когда я, благословивши на платформе собравшихся, для напутствования меня благожеланиями, лиц, вошел в вагон, со мною вошли туда несколько лиц, наиболее мне близких, а именно – Святогорский архимандрид Герман
(в миру Григорий Иванович Клица; родился 3 марта 1816, город Нежин, Черниговской губернии — умер 13 апреля 1890, Святогорский монастырь),

архимандрит Герман


Кафедральный Ключарь Протоиерей С.А. Иларионов (Илларионов Семен Алексеевич Харьковский Харьков г. Успенский кафедральный собор 1877 ключарь член Епархиального попечительства о бедных духовного звания), Член Консистории Протоиерей Н. Лащенков, градский Благочинный Протоиерей И. Чижевский (Иоанн Лукич Чижевский родился в 1821 году в селе Рябушки, Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне — Сумская обл.), где отец его был священником церкви Иоанна Предтечи.
Более четверти века о. Иоанн служил в Димитриевской церкви на Екатеринославской улице (ныне — Полтавский Шлях)
Академик Д. И. Багалей писал об отце Чижевском: «Простой сельский батюшка, он сумел обратить на себя внимание начальства. Попав в Харьков, в настоятели Воскресенской церкви, он первый открыл в Харькове церковное попечительство, много писал и печатал статей и заметок о церковно-приходских распорядках, а по переводе в Дмитриевскую церковь сумел склонить прихожан на крупные пожертвования, результатом коих явилось полное обновление этой церкви, ставшей одним из красивейших храмов Харькова. Умер о. Иоанн в очень преклонных летах, осыпанный всяческими наградами до Аннинской звезды включительно»)Протоиереи А. Федоровский и Андр. Щелкунов (умер 12 февраля 1895 г), священники В. Лихницкий и П. Тимофеев, секретарь Консистории Я.Д. Буханцев, купец И.И. Ващенко; игумения Верхохарьковского Николаевского монастыря Арсения с совею келейницею и Начальница Епархиального женского училища А. В. Кушен. В таком большом обществе много было дорогою разговоров – веселых и грустных.

Некоторые из моих добрых сопутников проводили меня только до второй станции (Казачьей Лопани), где встретили меня с пением : «Достойно есть» …..сестры Верхохарьковского Николаевского монастыря, поднесли мне хлеб-соль и затем напутствовали песнию: «Ныне отпущаеши»... Прочие спутники отправились со мною далее. Большинство из них простились со мною в Белгороде. Здесь встретила меня Игумения Белгородского монастыря Людмила с несколькими из своих сестер, и подарила мне на память бархатный, искусно вышитый, кушак. Святогорский о. Архимандрит и Кафедральный Ключарь о. Иларионов не захотели, по примеру прочих, расстаться со мною в Белгороде, но решились проводить меня до Курска. Теперь, чем меньше было мое общество, тем искреннее и откровеннее была наша беседа. В полночь приехали мы на Курскую станцию. Здесь, наконец, нужно было мне расстаться с этими, наиболее мне преданными, лицами.
Благословивши и поблагодаривши их от всего сердца за их искреннюю ко мне любовь и преданность, я оставил их с самым грустным настроением духа; а с какими чувствами они простились со мною, это изъяснил мне о. Протоиерей Иларионов в своём первом письме ко мне в Тверь.

Оставшись в вагоне один, я, после крайнего утомления и после разнообразных впечатлений дня, погрузился в глубокий сон".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)