"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.


В процессе изучения истории своей семьи, изучения краеведения и истории,  я столкнулась со словами, значение которых для меня не было полностью понятно. Я путалась в разнице их толкований, пока не решила для себя изучить их смысл, открыв словарь.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми словами и их понятиями.

Итак, начнём.

(Источник)
Земство
--  (зе́мские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз).

Уездные земские учреждения

Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собирались ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа была постоянным учреждением.

Губернские земские учреждения

Раз в год в губернском городе происходил съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства — губернское земское собрание, осуществлявшее общее руководство хозяйственными делами губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирало губернскую земскую управу из председателя и нескольких членов.
В губернское земское собрание, помимо гласных, входили местные представители ведомств. В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

Земские сборы

Земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды (строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов и т.п.)

Административный надзор

Деятельность земств была подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел.
Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства.

И немного информации о земском образовании.

Земское образование

Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»).

Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья.
В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910-м годам.

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов.

Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.

Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Земская школа в Казачьей Лопани.


(Источник)
Губерния --

(от губерна́тор, лат. gubernator от др.-греч. κυβερνήτης — кормчий) — высшая единица административно-территориального деления в России (Русского царства, Российской империи, Российской республике, РСФСР), а также в Украинской державе и УССР с 1708 по 1929 год, оформившаяся при Петре I в процессе организации абсолютистского государства. Глава губернии — губернатор.

Ха́рьковская губе́рния — губерния Российской империи в XVIII — начале XX века и Украинской ССР до 1925 года.
В 1765—1780 годы существовала Слободско-Украинская губерния, в период с 1780 по 1796 год — Харьковское наместничество, затем, до 1835 года — вновь Слободско-Украинская губерния. И, наконец, в 1835 году была образована Харьковская губерния, просуществовавшая по 1925 год.

При каждой реорганизации значительно менялись границы и административное устройство. Основным государственным органом, осуществляющим сбор, обработку и публикацию статистических сведений по Харьковской губернии являлся Харьковский губернский статистический комитет. (источник)






(Источник)
Уезд  -- 

в дореволюционной России и в СССР до районирования, т. е. до 1929 г. — административно-территориальная единица, составляющая часть губернии.
(Источник)
Волость -- 

в дореволюционной России и в России до 1929 г. низшая административно-территориальная единица, подразделение уезда, состоящее из нескольких сел и деревень с окружающей их землей.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)