Железнодорожные воришки 19 века


О железнодорожных воришках 19 века, которые "промышляли" на линии Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги снова рассказала мне газета "Южный край".
Дело о систематической краже вещей и товаров из железнодорожных поездов.
Вчера (10 марта 1897 года) в харьковском окружном суде, с участием присяжных заседателей, под председательством товарища председателя В.Г. Юрьева, при товарище прокурора В.Ф. Одарченко, начался разбор большого дела о систематической краже на линии Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

Старшиною присяжных заседателей избран профессор харьковского университета А.Н. Краснов.
О систематической краже на названной дороге, в производстве суда имеются два дела, по обвинению одних и тех же лиц в их преступных деяниях. Оба эти дела имеют между собою одну общую связь и потому соединены вместе. Свидетелей по делу вызвано 42.

Обвинительный акт состоит из четырёх печатных листов, на которых подробно изложены преступные деяния семи обвиняемых лиц, из которых трое содержатся в тюрьме, а четверо остаются на свободе. Из этих подсудимых крестьяне Федот Кот, Никита Школа и Семён Грес обвиняются в краже различного рода вещей и товаров из вагонов Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги во время движения поездов, а запасный рядовой Тельнов, мещане Варваров, Левантовский и Гроль (два последних евреи) -- в укрывательстве и приобретении заведомо краденных названными лицами вещей и товаров.

Подсудимых защищают: присяжные поверенные Левченко -- Гроля, Грищенко-- Кота, Балясный -- Тельнова, Фингергут -- Левантовского, и помощники присяжного поверенного: Дубяга -- Греса, Рапп-- Школу и Смирнов -- Варварова.

Подсудимые большею частью люди молодые, один только Варваров напоминает своею наружностью патриарха: ему 75 лет, лицо его обросло блинною седою всклокоченною бородою. Из прочитанного на судебном заседании обширного по размеру обвинительного акта видно, что с ноября месяца 1894 года в товарных поездах Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги, обращающихся между станциями Казачья Лопань и Харьковом, начали обнаруживаться покражи различного рода вещей и товаров.Кражи эти большею частью имели место между платформой Камышевкой и ст. Дергачами, где, вследствие значительного подъёма, поезда обыкновенно замедляют ход.


Пользуясь этим, -- воры на ходу поезда вскакивали на вагоны, в которых при помощи буравчиков и пил, пропиливали стенки и, пробравшись в вагоны, выбрасывали оттуда перевозимые в них товары и вещи. В других же случаях воры проникали в движущиеся вагоны, через дверцы их, оторвав те пломбы, которыми они запираются. Случаем всех подобного рода краж с ноября 1894 года по октябрь 1895 года зарегистрировано было одиннадцать. В числе похищенных предметов были преимущественно тюки с разными товарами, мануфактурными и кожевенными, хотя впрочем воры не брезговали съестными продуктами, в роде муки, ветчины и проч. При совершении же последней кражи вечером 7 октября 1895 года, дерзость воров превзошла всякие границы. Они, проникнув в один из вагонов, начали выбрасывать оттуда места с кожевенным товаром. Поездная прислуга заметила это, и поезд был остановлен... Воры первое мгновение как бы находились в недоумении: как им быть, а затем, спрыгнув с вагона, пустились в бегство.
Сопровождавший поезд один из кондукторов утверждает, что у одного из воров был в руках револьвер. Поездная прислуга бросилась было за ворами в погоню, но безуспешно. Воры успели скрыться. После этого случая жандармская и уездная полиция энергично принялись за обнаружение железнодорожных воров. И вскоре было установлено, что этим кражами занимались крестьяне Дергачевской волости Федот Кот, Никита Школа и Семён Грес.
Разыскивая этих воров, жандармский унтер-офицер Говорун прибыл в Харьков в квартиру грузчика Тельнова, который, по полученным жандармом сведениям, укрывал у себя краденные на железной дороге товары.
Прийдя в квартиру Тельнова, жандарм Говорун нашёл здесь укрывшихся было от него в сарае Кота и Школу. Когда жандарм хотел задержать их и схватил уже Школу, то Кот набросился на него, крича: "Куда ты ведёшь его?.. Тикай, Никита!"
При этом Кот ударил жандарма, и только лишь, благодаря участию призванных на помощь жандармом людей, был задержан Школа, Кот же успел скрыться и только впоследствии был задержан.
При обыске у Школы найден был револьвер о шести зарядах с пятью патронами и ручка от буравчика. Последующим расследованием установлена была полная причастность всех трёх поименованных крестьян в кражах на железнодорожных движущихся поездах. Краденные вещи и товары они сбывали в Харькове у разных лиц; так, например, было установлено, что некоторые товары, как то миткаль, головные платки в количестве 100 штук куплены были Варваровым и евреями Левантовским и Гролем.

Митка́ль (от перс. меткал) — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.


Тельнов же давал в своей квартире приют ворам. Никита Школа, хвастался своими воровскими похождениями, открыто говорил односельчанам:
"Все вы -- дураки... бьётесь, бьётесь, а ничего не имеете... возьмите с меня пример: я в одну ночь могу 40 рублей заработать."

Подсудимые -- воры в некоторых кражах признали себя виновными, а в некоторых нет. Укрыватели же воров и покупатели заведомо краденных железнодорожными ворами предметов на вопрос о своей виновности ответили отрицательно.
Между тем, по словам подсудимого Школы, евреи Левантовский и Гроль, приобретая от него партии краденных платков, за 115 рублей, знали, что эти платки краденные.
-- Откуда вы взяли эти платки? -- спросили евреи Школу.
-- Как откуда, -- ответил Школа: -- у меня ведь собственной фабрики не имеется. Евреи поняли смысл этих слов и купили платки.
Во втором часу дня вчера начался допрос свидетелей и продолжался в вечернем заседании.
Разбор дела предполагается закончить сегодня. (11 марта 1897 года)
(Источник "Южный край" № 5557)

Была ещё заметка о краже, но уже в Харькове, где воришка пыталась спрятаться в Казачьей Лопани. Газетная заметка от 18 мая 1897 года (№5619)
Проживающий по Москалёвской улице, в доме №61, харьковский мещанин Степан Таранский заявил полиции, что 11 мая, в его отсутствие, квартировавшая у него валковская мещанка Феодосия Передеева вывезла из дома принадлежащий ему мануфактурный товар и разную домашнюю утварь, -- всего на 900 рублей.
Передеева, как он узнал, выехала на станцию "Казачья Лопань", Курско- Харьково-Севастопольской железной дороги. По этому делу производится дознание.

А тремя годами раньше в 1894 году в самой Казачьей Лопани так же был случай кражи, который попал на страницы газеты "Южный край".
(№4779)

Железнодорожный воришка.

При станции Курско-Харьково-Азовской ж.д. "Казачьей Лопани", в слободе того же имени явился чрезвычайно приличный молодой человек, внушивший своею представительностью полное доверие хозяев. Он занял номер, пробыл сутки, накануне расплатился, и с утренним (5 часов утра) отбыл, а с ним исчезли две хороших шубы, оставленных проезжавшими, одна из коих принадлежала священнику. Курьёзно, что с этим поездом ехали и в одно время вставали и одевались хозяин постоялого двора и владельцы похищенных шуб, которые, однако, не видали воришки, посторонние же видели его нагруженным краденным добром, медленно приближавшимся к поезду, стоявшему на станции. Вор скрылся.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)