Какие имена носили наши предки?
Сегодня я хочу поговорить об именах, которые носили наши предки в Казачьей Лопани.
Моего дедушку звали Иван, бабушку -- Мария..
Прям как в сказке ( или как известный цветок) -- "Иван да Марья", правда, красиво?
Имена Иван, Павел, Пётр, Степан, Михаил не вызывают у нас удивления -- они кажутся нам привычными и знакомыми даже сегодня.
И мы, порой, даже не догадываемся, откуда пришли к нам эти имена.
В семьях просто звали -- Иванко, Павло, Петро, Степане, Михайло.. Обычные украинские имена...
Но почему-то, в наше "политизированное" время мы ищем какого-то подвоха, услышав имена типа: Марка, Иосифа, Моисея, -- стараясь узреть в этом еврейские корни в слобожанском селе, в котором изначально проживали со своими семьями украинские казаки.
Вот, чтобы рассеять многие сомнения, догадки и предположения, я и решила написать эту публикацию.
Начну с того, что в прошлом (будем ориентироваться на дореволюционный период -- до 1917 года), люди были более набожными чем сейчас.
Они ходили в церковь не только по праздникам, или когда требовала нужда. Посещение церкви было обыденным явлением -- шли за советом, за покаянием, на исповедь... Шли, когда в семье рождался ребёнок (крещение), когда создавалась семья (венчание) и когда умирали (отпевание)...
Как я рассказывала ранее, все жители села фиксировались в церковных книгах -- либо метрических книгах, либо в исповедных росписях.
И по церковному закону записи велись с учётом правил написания имён.
Так, к примеру, когда родители давали новорождённому сыну имя Иван, священник записывал его в метрической книге как Иоанн (Iоаннъ).
Если называли Дмитрием -- записывали как Димитрий. Если Кузьмой, то -- Козма или Косма (Косьма), если называли Дарья, то записывали как Дария (Дарiя), Ефросинья -- Евфросиния, Елизавета -- Елисавета, Фёдор -- Феодор, Матвей -- Матфей, Степан -- Стефан, Яков -- Иаков (Iаковъ или Iоаковъ), Захар -- Захарий и т.п.
Несмотря на запись в метрической книге, в семьях могли называть ребёнка совершенно другим именем. Так, до сих пор распространены в Казачьей Лопани (и не только) обращения к одному и тому же человеку по разным именам:
Алексей = Леонид, Анна = Галя (Галина), Георгия в семье могли называть просто Егор или Юрий и т.д.
Было много случаев, когда в больших семьях детей называли одним именем.
Так, к примеру, в семье могли быть два Василия или два Ивана или два Фёдора.
Василий и меньшой Василий. Даже в моём роду есть подобный случай. А вычитывая исторические документы, я встретила случай, когда в одной семье было трое детей с одним именем. Это происходило в том случае, когда старший ребёнок умирал (а детская смертность была очень велика на то время), а в семье уже был второй ребёнок с таким же именем (тот самый меньшой), то вновь рождённого ребёнка могли назвать в третий раз таким же именем.
Очень было распространено называть внуков именем дедушки.
А опять же в истории Казачьей Лопани было полное совпадение имени отчества с фамилией -- Федоренко Фёдор Фёдорович (проживал в соседнем доме с домом моих бабушки и дедушки).
Ещё я заметила, что имена часто давали в честь ближайшего к рождению церковному празднику. То есть, к примеру, девочек, рождённых с середины марта часто называли Дариями (Дарьями), так как в марте (14 марта) -- день мученицы преподобной Дарьи.
А в январе часто рождались именно Татьяны (вспомним о Татьянином дне в январе).
Но вернусь к началу нашего разговора. Какие же имена были у наших предков?
Вычитывая документы, я знакомлюсь с историей имён, происхождение которых берёт своё начало в религии.
Было естественно называть в прошлом детей церковными именами, корни которых идут из Библии.
Так, Марк в Библейском писании — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него.
Иосиф -- русская форма личного библейского имени Йосеф. В народе называют Осип.
Моисей --еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
Авраам -- русское и украинское имя библейского (древнееврейского) происхождения. Авраам стал родоначальником еврейского народа, в более широком смысле – праотец всех верующих в истинного Бога.
Были среди наших земляков ещё такие интересные имена как Аггей, Сила, Спиридон, Власий, Кондрат (Кодрат), Вакула, Савва..
Аггей (евр. Хаггай — праздничный) один из последних пророков Ветхого Завета.
Память святого пророка Аггея Православная Церковь празднует 16 (29) декабря.
Сила -- апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, жил в I веке.
Власий -- по словарю Даля как церковное и старинное Во́лос, Власа́тый — «волосатый, мохнатый, обросший волосом, шерстью»
Кондрат -- мужское славянское имя, производное от латинского имени Кодрат.
Вакула -- церковное имя Вукол. Фамилия Вакула происходит от аналогичного имени. Оно восходит к крестильному мужскому имени Вукол, которое имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как «пастырь, пастух». От имени Вакула произошла и фамилия Вакуленко. Окончание "-енко" раньше говорило о том, что это "дети, внуки Вакулы".
Савва (Сава, Савелий) -- мужское русское личное имя еврейского происхождения.
Были имена и древнегреческого происхождения. Например, Каллистрат (так назвали родного брата моей прабабушки), Онуфрий, Софроний, Калинник, Терентий, Климентий, Порфирий, Митрофан, Евтихий, Спиридон, Феодосий, Конон, Пантелеймон.
Безусловно, были привычные нашему слуху на сегодняшний день и такие мужские имена:
Максим, Никита, Илья ( Илiя), Антон (Антоний), Сергей ( Сергiй), Захар (Захарiй), Андрей, Константин, Филипп, Давид, Владимир, Алексей, Александр, Григорий, Тихон, Кирилл, Василий, Михаил, Тимофей...
Аристарх -- редкое имя в Казачьей Лопани, встречалось пару раз и один из них Аристарх Бельский был приезжим в хутор Лобойково из соседнего уезда в середине 19 века.
Если говорить о женских именах, которыми называли наши предки своих детей, то тут тоже есть и привычные нам имена:
Анна, Елена, Наталья, Екатерина, Анастасия, Ирина, Татьяна, Мария, Евдокия, Марина, Ксения, София, Юлиания, Христина, Параскева...
Но и есть интересные "старинные" имена, такие как:
Мариамна, Мелитина, Стефанида, Фёкла, Пелагея, Мотрона, Евфимия, Кикилия, Сигклитикия (Сиклитикия), Акилина, Васса, Серафима, Афанасия, Харитина, Анисия, Феодора, Агриппина.
Мелитина -- так звали родную сестру моего прадедушки.
Святая мученица Мелитина Маркианопольская была родом из Маркионополя. Между 138 и 161 годом, во времена гонений на христиан императора Антонина, её после жестоких пыток и мучений усекли мечом за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.
Пелагея -- так звали мою прабабушку. Пелагея -- христианская мученица. Женское имя греческого происхождения, означает "море".
Сигклитикия -- христианская мученица, пострадавшая с двумя дочерьми от царя Зу-Нуваса (Дунаана), вместе с тысячами жителей города Негран в 523 году.
Васса -- женское имя от греческого «пустыня». Васса Алонская — мученица, память 3 сентября. Васса Тирская — мученица, память 4 октября. Васса Псково-Печерская — преподобная, память 1 и 11 апреля.
Встретилась однажды запись о рождении девочек-тройняшек, которых назвали Вера, Надежда и Любовь.
Были случаи, когда близнецов называли одним именем.
Или вот интересный случай, когда мальчиков-близняшек из семьи Лобойко назвали Кирилл и Мефодий.
Прослеживая родословную людей интересно наблюдать как менялись имена, как они повторялись из поколения в поколение, как имя связывает род в десять и больше поколений, как прародитель в 10 поколении имеет такое же имя как и его правнук спустя десять поколений.
Разве это не интересно?!
Начните сегодня узнавать историю своей семьи. Завтра может быть поздно!
Подытожу. Когда мои родственники спрашивают про национальность, услышав библейского происхождения имена в своём семейном дереве, рождённых в Казачьей Лопани, отвечу твёрдо -- они украинцы!
Моего дедушку звали Иван, бабушку -- Мария..
Прям как в сказке ( или как известный цветок) -- "Иван да Марья", правда, красиво?
Имена Иван, Павел, Пётр, Степан, Михаил не вызывают у нас удивления -- они кажутся нам привычными и знакомыми даже сегодня.
И мы, порой, даже не догадываемся, откуда пришли к нам эти имена.
В семьях просто звали -- Иванко, Павло, Петро, Степане, Михайло.. Обычные украинские имена...
Но почему-то, в наше "политизированное" время мы ищем какого-то подвоха, услышав имена типа: Марка, Иосифа, Моисея, -- стараясь узреть в этом еврейские корни в слобожанском селе, в котором изначально проживали со своими семьями украинские казаки.
Вот, чтобы рассеять многие сомнения, догадки и предположения, я и решила написать эту публикацию.
Начну с того, что в прошлом (будем ориентироваться на дореволюционный период -- до 1917 года), люди были более набожными чем сейчас.
Они ходили в церковь не только по праздникам, или когда требовала нужда. Посещение церкви было обыденным явлением -- шли за советом, за покаянием, на исповедь... Шли, когда в семье рождался ребёнок (крещение), когда создавалась семья (венчание) и когда умирали (отпевание)...
Как я рассказывала ранее, все жители села фиксировались в церковных книгах -- либо метрических книгах, либо в исповедных росписях.
И по церковному закону записи велись с учётом правил написания имён.
Так, к примеру, когда родители давали новорождённому сыну имя Иван, священник записывал его в метрической книге как Иоанн (Iоаннъ).
Если называли Дмитрием -- записывали как Димитрий. Если Кузьмой, то -- Козма или Косма (Косьма), если называли Дарья, то записывали как Дария (Дарiя), Ефросинья -- Евфросиния, Елизавета -- Елисавета, Фёдор -- Феодор, Матвей -- Матфей, Степан -- Стефан, Яков -- Иаков (Iаковъ или Iоаковъ), Захар -- Захарий и т.п.
Несмотря на запись в метрической книге, в семьях могли называть ребёнка совершенно другим именем. Так, до сих пор распространены в Казачьей Лопани (и не только) обращения к одному и тому же человеку по разным именам:
Алексей = Леонид, Анна = Галя (Галина), Георгия в семье могли называть просто Егор или Юрий и т.д.
Было много случаев, когда в больших семьях детей называли одним именем.
Так, к примеру, в семье могли быть два Василия или два Ивана или два Фёдора.
Василий и меньшой Василий. Даже в моём роду есть подобный случай. А вычитывая исторические документы, я встретила случай, когда в одной семье было трое детей с одним именем. Это происходило в том случае, когда старший ребёнок умирал (а детская смертность была очень велика на то время), а в семье уже был второй ребёнок с таким же именем (тот самый меньшой), то вновь рождённого ребёнка могли назвать в третий раз таким же именем.
Очень было распространено называть внуков именем дедушки.
А опять же в истории Казачьей Лопани было полное совпадение имени отчества с фамилией -- Федоренко Фёдор Фёдорович (проживал в соседнем доме с домом моих бабушки и дедушки).
Ещё я заметила, что имена часто давали в честь ближайшего к рождению церковному празднику. То есть, к примеру, девочек, рождённых с середины марта часто называли Дариями (Дарьями), так как в марте (14 марта) -- день мученицы преподобной Дарьи.
А в январе часто рождались именно Татьяны (вспомним о Татьянином дне в январе).
Но вернусь к началу нашего разговора. Какие же имена были у наших предков?
Вычитывая документы, я знакомлюсь с историей имён, происхождение которых берёт своё начало в религии.
Было естественно называть в прошлом детей церковными именами, корни которых идут из Библии.
Так, Марк в Библейском писании — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него.
Иосиф -- русская форма личного библейского имени Йосеф. В народе называют Осип.
Моисей --еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
Авраам -- русское и украинское имя библейского (древнееврейского) происхождения. Авраам стал родоначальником еврейского народа, в более широком смысле – праотец всех верующих в истинного Бога.
Были среди наших земляков ещё такие интересные имена как Аггей, Сила, Спиридон, Власий, Кондрат (Кодрат), Вакула, Савва..
Аггей (евр. Хаггай — праздничный) один из последних пророков Ветхого Завета.
Память святого пророка Аггея Православная Церковь празднует 16 (29) декабря.
Сила -- апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, жил в I веке.
Власий -- по словарю Даля как церковное и старинное Во́лос, Власа́тый — «волосатый, мохнатый, обросший волосом, шерстью»
Кондрат -- мужское славянское имя, производное от латинского имени Кодрат.
Вакула -- церковное имя Вукол. Фамилия Вакула происходит от аналогичного имени. Оно восходит к крестильному мужскому имени Вукол, которое имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как «пастырь, пастух». От имени Вакула произошла и фамилия Вакуленко. Окончание "-енко" раньше говорило о том, что это "дети, внуки Вакулы".
Савва (Сава, Савелий) -- мужское русское личное имя еврейского происхождения.
Были имена и древнегреческого происхождения. Например, Каллистрат (так назвали родного брата моей прабабушки), Онуфрий, Софроний, Калинник, Терентий, Климентий, Порфирий, Митрофан, Евтихий, Спиридон, Феодосий, Конон, Пантелеймон.
Безусловно, были привычные нашему слуху на сегодняшний день и такие мужские имена:
Максим, Никита, Илья ( Илiя), Антон (Антоний), Сергей ( Сергiй), Захар (Захарiй), Андрей, Константин, Филипп, Давид, Владимир, Алексей, Александр, Григорий, Тихон, Кирилл, Василий, Михаил, Тимофей...
Аристарх -- редкое имя в Казачьей Лопани, встречалось пару раз и один из них Аристарх Бельский был приезжим в хутор Лобойково из соседнего уезда в середине 19 века.
Если говорить о женских именах, которыми называли наши предки своих детей, то тут тоже есть и привычные нам имена:
Анна, Елена, Наталья, Екатерина, Анастасия, Ирина, Татьяна, Мария, Евдокия, Марина, Ксения, София, Юлиания, Христина, Параскева...
Но и есть интересные "старинные" имена, такие как:
Мариамна, Мелитина, Стефанида, Фёкла, Пелагея, Мотрона, Евфимия, Кикилия, Сигклитикия (Сиклитикия), Акилина, Васса, Серафима, Афанасия, Харитина, Анисия, Феодора, Агриппина.
Мелитина -- так звали родную сестру моего прадедушки.
Святая мученица Мелитина Маркианопольская была родом из Маркионополя. Между 138 и 161 годом, во времена гонений на христиан императора Антонина, её после жестоких пыток и мучений усекли мечом за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.
Мелитина Маркианопольская
Пелагея -- так звали мою прабабушку. Пелагея -- христианская мученица. Женское имя греческого происхождения, означает "море".
Сигклитикия -- христианская мученица, пострадавшая с двумя дочерьми от царя Зу-Нуваса (Дунаана), вместе с тысячами жителей города Негран в 523 году.
Васса -- женское имя от греческого «пустыня». Васса Алонская — мученица, память 3 сентября. Васса Тирская — мученица, память 4 октября. Васса Псково-Печерская — преподобная, память 1 и 11 апреля.
Тройняшки Вакуленко (рождённые в 1906 году)
-- Феодосия, Анастасия, Вассилисса
-- Феодосия, Анастасия, Вассилисса
Встретилась однажды запись о рождении девочек-тройняшек, которых назвали Вера, Надежда и Любовь.
Были случаи, когда близнецов называли одним именем.
Или вот интересный случай, когда мальчиков-близняшек из семьи Лобойко назвали Кирилл и Мефодий.
Прослеживая родословную людей интересно наблюдать как менялись имена, как они повторялись из поколения в поколение, как имя связывает род в десять и больше поколений, как прародитель в 10 поколении имеет такое же имя как и его правнук спустя десять поколений.
Разве это не интересно?!
Начните сегодня узнавать историю своей семьи. Завтра может быть поздно!
Подытожу. Когда мои родственники спрашивают про национальность, услышав библейского происхождения имена в своём семейном дереве, рождённых в Казачьей Лопани, отвечу твёрдо -- они украинцы!
Комментарии
Отправить комментарий