О благоустройстве вокзала и железнодорожной станции "Казачья Лопань" в 19 и начале 20 века.


В 2019 году исполняется 150 лет с того дня, как первый паровоз проехал через станцию "Казачья Лопань".
С вокзальной станцией Казачьей Лопани у всех у нас связаны какие-либо воспоминания. Ведь именно она встречает и провожает нас, когда мы или приезжаем сюда или уезжаем.
К 150-летию открытия станции хотелось бы вспомнить историю строительства и реконструкции и благоустройства нашего вокзала и станции.

В этом мне помогли материалы нашего харьковского железнодорожного музея и газета "Южный край".
Напомню, что регулярное движение по направлению Курск-Белгород-Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869 года (источник).
Сейчас маршрут от Харькова до Казачьей Лопани состоит из 14 остановок:
Харьков-Пасс. -- Южный Пост -- Северный пост -- Подгородная -- Лозовенька -- Моторная -- Дергачи -- Новые Дергачи -- Безруковка -- Слатино -- Прудянка -- Цуповка -- Новая Казачья -- Казачья Лопань
Очевидно, что уже в 1969 году в Казачьей Лопани было построено небольшое здание станции. Однако спустя 20 лет уже стал подниматься вопрос о реконструкции вокзального здания и близлежащей территории..

№ 4770 за 24.11.1894 год.
Сооружение каменной дамбы.

Управление Курско-Харьково-Азовской железной дороги сооружает на довольно порядочном протяжении дамбу в с. Казачьей Лопани Харьковского уезда, при станции железной дороги того же имени. Устроенная только из одной земли для сохранения воды, эта дамба в дождливое время превращалась в невылазное болото. Теперь её делают выше и обложат хорошим камнем, так что будет прекрасный шоссированный в местах прежней невылазной грязи путь, что имеет большое значение при движении грузов, идущих как этой дорогой, так и другой, по которой земством летом текущего года окончено шоссе, и путь к станции по слободе, затруднявший движение во время грязи, теперь обеспечен во всякое время этими двумя сооружениями.

В 1895 году на станции "Казачья Лопань" сделали длинную крытую платформу, предназначенную для склада грузов.
"Вся она в настоящее время сверху донизу заполнена хлебом в мешках, требуемым преимущественно в Николаев. Станция блещет чистотою и порядком, прежде совершенно отсутствовавшим и вызывавшими нарекания со стороны публики." (№ 4947 от 6 июня 1895 года)

№ 4949 за 08.06.1895
Увеличение числа служащих.
На некоторых железнодорожных станциях управлением Курско-Харьково-Азовской железной дороги увеличен штат служащих в виду увеличения  занятий. На станции "Казачья Лопань" штат станционного начальства увеличен одним помощником начальника станции. Следовало бы увеличить число служащих и на других станциях дороги.

В 1896 году снова стал вопрос об увеличении рабочего штата в виде второго помощника начальника станции.

№ 5224 за 24.03.1896
Увеличение числа служащих.
На станциях Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги произошло увеличение числа служащих по случаю усилившегося грузового движения на этих станциях, как например, "Казачья Лопань", где прибавлен второй помощника начальника станции и пр.

№ 4982 за 12.07.1895
Сохранение воды.
На станциях харьковских железных дорог сделано распоряжение об устройстве крытых помещений для сохранения в свежем состоянии воды от лучей солнца на открытых платформах. Такие помещения сооружены на станциях "Дергачи", "Казачья Лопань" и др. в них находится выкрашенная бочка с водою и принадлежности для питья.


В номере №5229 газеты "Южный край" за 1 апреля 1896 году я прочитала статью о том, что уже в 1896 году поднимался вопрос о перестройке зданий железнодорожных станций.
"Здания железнодорожных станций по линии Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги были сооружаемы при постройки самой линии и вместимость их имела в основании расчёты теоретических соображений, которые во многих случаях оказались далеко не удовлетворяющими действительности.
Ещё при открытии движения некоторые станции стали привлекать такое большое число пассажиров и такое количество грузов, которое не было предвидено при сооружении железнодорожных станций. С течением времени значение этих станций возросло и теснота помещений их, с которой в начале мирились пополам с грехом, теперь делается невозможной, в виду чего является необходимость в перестройке и расширении железнодорожных зданий на таких станциях как "Казачья Лопань", "Алексеевка", и др, где не говоря уже о пассажирах, ютящихся в небольших комнатах, самим служащим деваться некуда:
в маленькой комнате начальника станции "Казачья Лопань" помещаются все возможные шкафы, касса, потом дежурный по станции, телеграф, артельщик, дорожный мастер, занимающиеся за столами, между которыми очень затруднительно даже пройти, не сдвинув их с места."
Так после перестройки в Казачьей Лопани появилась новая станция.


Насколько мне известно, это здание (старое) было разрушено в годы Великой Отечественной войны, и в 1949 году построено новое здание вокзала, которое было реконструировано в 2004 году.





№5219 за 18 марта 1896 год

Постройка элеваторов.
Управление Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги озабочено изысканием средств для постройки новых элеваторов, в которых чувствуется нужда. К существующим элеваторам при станциях "Прохоровка", "Харьков" и "Лозовая" необходимо прибавить ещё несколько для удовлетворения потребности в них, в виду повысившихся заграничных требований относительно качеств экспортируемого хлеба, которых должен быть совершенно чист и сух, отчего без элеватора затруднительно достигнуть, употребляя примитивные, обыкновенно, меры.Железнодорожной администрацией, ещё до разделения линий по разным управлениям, были запрашиваемы земства, высказавшие своё соображение о целесообразном месте сооружений новых железнодорожных элеваторов.
Наиболее нуждающимися в элеваторах являются станции "Белгород", "Казачья Лопань", "Барвенково", "Алексеевка" и др., погружающие ежегодно массу разного хлеба.



В 1896 и 1904 годах сдавались в аренду буфеты и чайные столы на станции "Казачья Лопань".
Один буфет сдавался только одному лицу, и к арендуемому лицу были предъявлены требования в виде нравственных качеств, благонадёжности и опытности. ( №5438и №7909)

В 1904 году ходатайствовали перед главным управлением почт и телеграфов об открытии на станции "Казачья Лопань" почтового отделения. ( из №8255 за 26.10. 1904 год)

P.S. от 4 января 2019 года.  Дополнение.
Буквально только что, нашла заметку о том, что 3 апреля 1906 года на вокзале Казачьей Лопани был большой пожар, в результате которого полностью сгорело вокзальное здание. Получается, что историческая фотография вокзала была сделана после 1906 года--на месте сгоревшего здания.
Можно уже чётче понять хронологию событий.
1869 -- маленькое тесное здание на вокзале, которое уже к 1896 году было очень тесным. Встал вопрос о расширении вокзала и постройке нового, более крупного здания.
Думаю, что за 10 лет было выстроено новое здание (кстати, из газетной заметки видно, что оно было деревянным), которое в апреле 1906 года сгорело до тла.
И вот уже после него и было построено здание, которое мы можем видеть на старой музейной фотографии.
Затем годы войны и здание было разрушено.
Затем после в 1949-м был построен новый вокзал, который мы и видим сегодня. ( в этом году, кстати, ровно 70 лет этому зданию) , оно было отреставрировано в 2004 году и радует глаз ддо сих пор.

"Южный край" №8773

"Пожар на станции "Казачья Лопань".
Третьего дня, около 8 ч. вечера, на станции "Казачья Лопань", К.-Х.-С. дор., от неизвестной причины произошёл в здании вокзала пожар. Не смотря на принятые меры к тушению пожара, прекратить распространение огня не удалось и через несколько часов деревянное здание вокзала сгорело до основания.
Вызванный из Харькова вспомогательный поезд, отправившийся с пожарным обозом около
10 ч. вечера, прибыл на место пожара уже слишком поздно. Станции уже не было и пришлось лишь потушить догоревшие остатки. Денежная и билетная кассы станции, а также и всё остальное казённое имущество станции, бывшее в здании вокзала, удалось спасти от огня.
В настоящее время взамен сгоревшего здания установлено несколько товарных и классных вагонов, в которых и будут производиться до постройки нового здания вокзала операции станции. "






Дополнение от 26 марта 2019 года.
Удалось узнать подробности события, произошедшего в 1906 году на станции Казачья Лопань. Польская газета "Курьер Варшавский" от 13 мая 1906 года пишет, что 12 мая 1906 года (даты пожара разнятся в харьковской и варшавской газетах) произошёл пожар на станции Казачья Лопань из-за столкновения поезда с паровозом. В результате которого было сожжено деревянное здание вокзала станции Казачья Лопань. Кассовый аппарат и документы были спасены.
На железной дороге столкнулись в тот день товарный поезд с паровозом. Локомотивы были повреждены, уничтожено 14 вагонов, убит кондуктор и серьёзно ранены трое человек. Дорога была очищена, движение восстановлено.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)