Сёла-соседи. Усадьбы в Карасевке и Должике.

Класс помещиков был автором художественной картины огромной красоты, картины, именующейся: усадьба. <...> Забыто было только одно: необходимость приучить крестьян к сознанию ценности усадьбы, добра, благополучия и, особенно, собранию художества!
Г.К. Лукомский


Сегодня мой рассказ об усадьбах в Карасевке и Должике.

Опять одним из источников интересной информации об усадьбах является Г.К. Лукомский.
Но стоит также упомянуть А.Ф. Парамонова, за то, что он не один год, изучая труды Лукомского, систематизировал и издал их в удобном для всех нас виде для прочтения. Андрей Фёдорович, спасибо!  (полную версию работы можно почитать тут)

Карасевка
Карасевка



Усадьба Хрущовых, неподалеку от предыдущей усадьбы, также среди холмистой местности, архитектурного интереса не представляет. Но в доме имеется несколько заслуживающих особого внимания предметов искусства.
Портрет Кондратьева, предка и родоначальника Харьковского дворянства, подобно Донцу
и др., фамильные портреты Хрущовых, великолепный комод, столики marquetrie
времени Екатерины II и очень интересные часы.



Столик наборной работы, изготовленный в конце 18 века
по заказу императрицы Екатерины II.
Возможно, подобные столики были и в усадьбе Карасевки.

Должик
(старые фотографии усадьбы найдены на сайте etoretro.ru)

"Царскими грамотами от 23 февраля 1700 г. и от 13 апреля 1701 г. утверждены были земли с. Должика в вотчинное владение за Григорием Ерофеевичем Захаржевским, прозванным и утвержденным «Донцом» за славные подвиги с донскими казаками, за дела с татарами на реке Донце, в царствование Царя Алексея Михайловича. Мая 5 дня 1669 г. дана была грамота Харьковскому полковнику Григорию Донцу «за их к нам Великому Государю прежния и нынешния службы и разорение, что им учинилось от изменников, от Крымских и Ногайских татар после измены Ивашки Брюховецкаго и за осадное сидение велели им: а) простить пошлины за продажу вина 2225 руб. 50 коп. б) впредь для нашего великаго Государя полковыя службы велели мы безоброчно промышлять в городах Харьковскому полку».

Общий вид имения князей Голицыных
Въезд в усадьбу князей Голицыных

Первая постройка в с. Должике – храм, посвященный Св. Иоанну Предтечи, с молитвой полковника Григория Ерофееевича Донца в 1700 г. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу. Придел ее в честь Владимирской иконы Божьей Матери построен в 1746 г. кн. Я. Н. Крапоткиным, женатым на дочери Феодора Григорьевича Донца. Придел реставрирован в 1860-х годах князем Феодором Григорьевичем Голицыным. Храмоздатель кн. Я. Н. Крапоткин не дожил до освящения его – умер и похоронен в храме 5 октября 1746 года архимандритом Варлаамом Тишнинским, а в середине октября того же года храм освящен преосвященным Антонием Митрополитом, который «печатал архипастырским жезлом гроб князя», как говорит фамильная летопись.



Церковь в усадьбе князей Голицыных. В 1970 году на площади в селе Должик была построена церковь Святого Иоанна Предтечи. В 1746 году церковь была перенесена в усадьбу. Придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери был построен в 1746 году когда усадьба в это время принадлежала князю Якову Никитичу Крапоткину.


Иконостас южного предела церкви находящейся в усадьбе князей Голицыных

Другой придел «устроен усердием надворного советника Дмитрия Петровича Щербинина, сыном дочери кн. Я. Н. Крапоткина, Татьяны Яковлевны Щербининой в 1769 г., во имя Иакова брата Господня».
В храме имеются: Крест серебряный вызолоченный, Икона серебряная и священные вещи 1748 г. Книги: Евангелие 1703 и 1741 гг.; Апостол 1756 г.; Триоды 1693 г.; Требник 1746 г.; Минея 1734 г.; Ирмос нотный, написанный в 1720 г. Похоронены при церкви с. Должика: 1746 г. кн. Яков Никитич Крапоткин; 1824 г. Дмитрий Петрович Щербинин; 1828 г., София Веселовская; 1839 г. – Павел, 1843 г. – Вера, 1848 г. – София, 1848 г. – Анна Веселовские; 1848 г. Княжна София Федоровна Голицына, 1852 г. Княгиня Мария Михайловна Голицына 1853 г. Кн. Михаил Голицын, 1853 г. Кн. Мария Голицына и в последующие годы: кн. Феодор Дмитриевич Голицын, Кн. Вера Дмитриевна Голицына, Кн. Дмитрий Федорович Голицын и Кн. Сергей Феодорович Голицын.


Вид дома с лицевой стороны в усадьбе Голицыных. Фотография сделана в июне 1914-го, значит в коляске скорее всего катают княжича Фёдора Сергеевича Голицына родившегося 4 марта 1914 года.


Вот вкратце история владетелей Должика: в 1860 г. пожалованы земли Должика Григорию Ерофеевичу Донцу, в 1700 г. они перешли к его сыну Феодору Григорьевичу Донцу. В 1724 г. его дочь Прасковья Феодоровна Донец вышла замуж за кн. Якова Никитича Крапоткина, а в 1746 г. его дочь кн. Татьяна Яковлевна Крапоткина вышла замуж за Петра Андреевича Щербинина. В 1776 г. их сын Дмитрий Петрович Щербинин владел Должиком. В 1824 г. его дочь София Дмитриевна Щербинина вышла замуж за Михаила Степановича Веселовского, его дочь Мария Михайловна Веселовская вышла замуж за князя Феодора Григорьевича Голицына, его сын (1852 г.) кн. Дмитрий Феодорович женат на графине Марии Александровне Сиверс (дети их Александр, Сергей и Елизавета).

Как видно из перечня владетелей, в период построения дома (и одного из приделов церкви) собственниками Должика были Щербинины. Таким образом, строителем дома, определенно носящего отпечаток стиля конца и даже второй половины XVIII века, т. е. еще не empire, а скорее Louis XVI – являлся Щербинин. В период времени от 1776 по 1824 год, во всяком случае, возникла нынешняя усадьба. Таким образом, не Петр Андреевич Щербинин, а сын его Дмитрий Петрович является основателем Должиковского дома.

Едва ли М. С. Веселовский, женившийся на дочери Д. П. Щербинина, прибавил много. Пожалуй, к этому времени относятся только некоторые служебные постройки Должика – особенно оранжереи в типичном стиле faux gothique эпохи Николая I. Ко времени начала владения Должиком Голицыными отнесем беседку в стиле mauresque. Самый же дом и первоначальная разбивка усадьбы с садом, оградою и воротами, конечно, не позднее начала XIX столетия.



Тыльная часть дома в усадьбе Голицыных. Когда усадьбой владел князь Сергей Дмитриевич Голицын.

Большой дом со стороны въезда ныне несколько видоизменен переделкою колоннады подъезда. Конечно, эта деталь – «тамбур», – приклеенная к фасаду, далеко не украшает его. Благородный общий силуэт главного фасада украшен гербом, помещенным над балюстрадой аттика. Кроме рустовки (очень мелкой, изобличающей именно стиль раннего классицизма) на боковых частях фасада и около среднего окна, до наличников окон ничто не украшает дома. По верху террасы (над колоннадою) идет прелестная (но поздняя) ампирная решеточка.

Очевидно, вначале колоннада с полукружием в средней части представлялась в ином виде, Конечно, не застеклены были «междуколонья» выступа (что так утяжелило колоннаду и дало ей вид именно тамбура) и «незасоренная» трельяжем, в чистом виде, колоннада представляла более стильный вид. Наступило время, когда считалось скучным ограничиться колонной как украшением. Былая гордая эпоха любви к классицизму миновала, и всячески старались украсить, «задекорировать» холодные, сухие, как казалось, линии колонн. И вот в Должике устраивают трельяж, закрывая им колонны без всякой надобности.

Фасад со стороны парка несколько искажен, но в меньшей степени. Здесь лишь зелень обвивает колонны так густо, что пропадает архитектурная композиция фасада, вся сила которой была именно в том, чтобы два выступающих бока фасада связать вместе с помощью
колоннады.
Так и в Должике колоннада садового фасада совершенно закрыта зеленью: видны лишь драни трельяжа. И в то же время владетели гордятся ныне «колоннадою» серебристых тополей у пруда, где стволы столетних гигантов образуют подобие анфилады колонн!

Хорош боковой фасад дома. Небольшая колоннада в виде портика образует балкон: весь фасад разрустован. В тимпане фронтона огромное, смелого очерка, полукруглое окно.

Боковой фасад дома в усадьбе Голицыных

На крыше дома помещен бутафорский шпиль. Покоится он не на куполе или шатре, а просто на легкой, деревянной ротондочке, врезающейся в крышу. Но это несколько наивное и вовсе не конструктивное, а искусственное украшение оставляет скорее милое впечатление. Таковы достоинства и ущербы фасадов дома. Из других построек усадьбы, повторяем, следует отметить очень хорошую оранжерею и находящиеся по дороге к ней церкви, амбары, тоже не без оттенка стиля faux gothique.

Тыльная часть дома в усадьбе Голицыных.

Внутри дом представляет, несомненно, более богатый вид. Особенно хороша гостиная, выходящая окнами в сад. Здесь род лоджии, за колоннами, с чудесной росписью плафона. Колонны тоже нарядны. В зале, несколько чопорном, типичны готические предметы мебельного убранства (хотя и поздние по времени) и фамильные портреты, длинные, в черных, готических рамах.



Портреты в усадьбе князя Сергея Дмитриевича Голицына. Известно что в усадьбе было много портретов, среди которых были портрет князя Кропоткина, графа Сиверс,портреты-копии Рослэна - Император Павел I, и Императрица Мария Фёдоровна
В кабинете интересны украинские портреты и портрет князя Кропоткина. В гостиной отличное пейзажное полотно (не кисти ли Пуссэна?), портреты-копии (распространенные копии Рослэна – Павел I и Императрица Мария Феодоровна), портрет графа Сиверс и другие картины.

Гостиная в усадьбе князей Голицыных


Гостиная в усадьбе князей Голицыных.

Очень своеобразна лестница с чудными балясинами перил. По стенам лестничной клетки панно, расписанное на серой бумаге, подклеенной на холст. Сюжеты – скачки на фоне фантастических парков. В уютных, теплых комнатах антресольного этажа много интересной мебели, фарфора и прочих милых вещиц прошлого столетия."


Лестница в усадьбе князей Голицыных.


Павильон оранжереии в усадьбе князей Голицыных


Оранжерея в усадьбе князей Голицыных.
Служебно-хозяйственные помещения в усадьбе князей Голицыных

_________________________________________

На днях в интернете мне попалась на глаза одна книга.
Книга Сергея Мамонтова "Походы и кони" -- это

"Воспоминания юнкера, прапорщика, поручика Сергея Мамонтова о
Гражданской войне. Автор девятнадцатилетним юношей, окончив юнкерское
училище, попадает на фронт летом 1917 года. Весной 1918 года они с братом
пробираются через Украину на Дон и сражаются в Добровольческой армии
офицерами знаменитой 2й Конной батареи до эвакуации Русской Армии из
Крыма. Воспоминания написаны на основе дневника Сергея Мамонтова периода Гражданской войны..."




И вот есть у него в книге одна глава под названием "Должик".
Это впечатления молодого юнкера о тай самой усадьбе, о которой я писала выше...
Да, война не щадит никого... :-(
Я предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Сергея Мамонтова "Походы и кони".

Должик

Мы прошли на север до села Должик. Испортили железную дорогу и ходили из Должика на восток в Казачью Лопань, где тоже основательно испортили пути. Тут были незначительные стычки. Красные разбежались. Дивизия вернулась в Должик.

Как ни напрягали слух, мы не слыхали артиллерийской стрельбы на юге. Или мы ушли далеко от своих частей, или наступление наших благодаря нашему рейду обходилось без артиллерии, то есть красные всюду отходили.

Удивляло нас и то, что красные нас не беспокоили, и мы жили довольно мирно в Должике.

Нас поместили в довольно опрятный дом. Взор мой упал на французскую книгу в старинном кожаном переплете. Это значило, что где-то поблизости было имение. Хозяйка следила за мной, когда я взял книгу. На мой вопрос, есть ли тут имение, она, хоть поняла, но отговорилась незнанием.

Я вышел на улицу и спросил первого встречного:

—Как пройти в экономию? (Так на юге называют имение.)

— Главный вход оттуда, а тут есть пролом в стене.

Имение было основательно разграблено, с той бессмысленной злобой, которая овладевает грабителями. Все, что не могли унести, разбито, разломано. Раз я не могу воспользоваться, пусть никому не достается.

Первое, что мне бросилось в глаза, был рояль, разрубленный топором. Паркет с узорами из черного дерева был взломан и тут же брошен —искали клада.

Двери, слишком большие для крестьянской хаты, разрублены, окна частью унесены, частью изломаны. Мелкая мебель исчезла. Крупная мебель -- шкафы и буфеты - порублены. Картины изрезаны. У портретов, а среди них были ценные, всегда проткнуты глаза и вспорот живот. Фарфор разбит...

Это был не только грабеж, но зверское уничтожение. Дом был громадный, скорее, старинный дворец. Есть законы грабежа. Я видел с полсотни имений, и все разграблены по той же системе.

Наверху, очевидно, в спальне, всегда валялись письма и фотографии. Комод унесли, а письма вывалили. Я взял одно из писем и, читая, по фотографиям старался восстановить прошлое. В этом письме какая -то девушка описывала подруге или сестре праздник: рождение или именины. Я читал, “что между дубами была натянута проволока и на ней висели разноцветные фонари”...

Верно, вон эти дубы... “За прудом пускали фейерверк.

..” Вон и пруд... “Я танцевала с Андреем и Василием...” Кто из этих блестящих молодых офицеров на фотографиях был Андреем, а кто Василием? Вот, вероятно, сам князь, а это княгиня.

Я спустился по двойной каменной лестнице в громадный холл. К моему удивлению, кое-где висели еще громадные и прекрасные гобелены. Это были старинные гобелены, и материя кое-где истлела. Очевидно, грабители не сочли их достойными внимания: “Материя-то трухлявая,ничего путного не сошьешь”.

Где-то наверху была библиотека. Груды книг были сброшены и лежали на полу. По ним ходили. Книги в старинных кожаных переплетах никого не интересовали. Шкафы же красного дерева изрубили на дрова и увезли.

Я стал рыться в книгах. Негромкий кашель привлек мое внимание. Стоял старый лакей. Мне стало неловко. Он, вероятно, принял меня тоже за вора. Я с ним поздоровался и спросил, чье это имение. Он охотно разговорился.

—Имение это —знаменитый “Веприк”, принадлежало веками князьям Голицыным. Со времени революции его много раз грабили, но разгромили окончательно недели три назад. Не угодно ли взглянуть на конюшни. Всех лошадей забрали, коров увели, птицу перерезали. Вот сельскохозяйственные машины —изломали. Тут был фруктовый сад — остались одни пни. Вот оранжерея. Княгиня ее очень любила и часто заходила. Росли редкие растения, персики, орхидеи. Теперь все изломано, стекла выбиты...

С тяжелым чувством я пошел домой, то есть в хату крестьянина, который, конечно, участвовал в разгроме. Французская книга тому свидетельница. Хозяйка внимательно следила за выражением моего лица и очень хорошо нас накормила. Мои товарищи даже удивились. Я объяснил, что это, чтобы откупиться за грабеж. Никакой любви к русскому народу я не чувствовал. Так была бессмысленно уничтожена высокая культура и цивилизация. А из гобеленов, вероятно, нарезали портянки.

Я предложил полковнику Шапиловскому забрать уведенных княжеских лошадей для батареи. Это очень просто сделать. Найти одну, а там пойдут все выдавать друг друга: “Если у меня взяли, то пусть и у Петра возьмут...”

* Это было бы неплохо. Но сейчас мы ходим по тылам, и нам нельзя раздражать население. Теперь они нас извещают, а то будут о нас извещать красных."

----------------------------------------------------

Не знаю как у вас, а у меня комок в горле,-- я так чётко вижу эту картину прошлого... и так горько, что за 100 лет мы так и не научились ценить историческое наследие, не научились делать на века...Не научились сохранять...
Не научились главному -- не разрушать и не брать чужого...
Горько...

А вообще книга очень хорошо написана, и не важно кем был автор, на чьей стороне (там и про Золочев, там и про Дергачи...) Советую к прочтению (искать в интернете -- Сергей Мамонтов "Походы и Кони").

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)