Яворницкий, Еварницкий, Эварницкий. История псаломщика из Казачьей Лопани.


Сегодня мой рассказ о роде Яворницких.


 

Яворницкий Дмитрий Иванович
- историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель и исследователь истории украинского казачества, академик Всеукраинской академии наук (1929 г.).
Дмитрий Иванович Яворницкий родился 25 октября (6 ноября) 1855 года в селе Солнцевка (село Борисовка) на Харьковщине, в семье бедного сельского псаломщика.


с. Борисовка Харьковской обл.
 

Начальное образование получил в родном селе, окончил Харьковскую уездную школу, учился в Харьковской духовной семинарии.


После окончания Харьковского университета в 1881 году Д. И. Яворницкий был оставлен при кафедре русской истории внештатным стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. В то же время он преподавал историю в ряде средних учебных заведений Харькова.

Дмитрий Иванович интересовался историей родного края, бытом; летом ученый ходил по бескрайним степям Украины, осматривал курганы, городища, старинные церкви; записывал песни, думы, рассказы о запорожцах.



После двух лет работы при Харьковском университете он переезжает в Петербург. Там преподает в средних школах и на Высших женских курсах. Начиная с 1883 года, он издает ряд небольших работ о Запорожье, а в 1888 году выходит его первый большой двухтомный труд «Запорожье в остатках старины и преданиях народа». В 1892 году появляется первый том труда «История запорожских казаков».



Д.И. Яворницкий был членом многих научных организаций и обществ. В 1886 году был избран действительным членом Русского археологического общества в Петербурге, а в 1906 году – членом Московского археологического общества. Ученый являлся членом Полтавской, Таврийской, Псковской, Екатеринославской губернских ученых архивных комиссий, Украинского научного общества в Киеве, Научного общества имени Т. Г. Шевченко в Львове.



В 1886 - 1891 гг. Дмитрий Яворницкий преподавал историю в гимназии и на педагогических курсах в Петербурге. В 1891 году «за свою излишнюю любовь ко всему украинскому» российским правительством ученый сослан в степи Средней Азии.

С весны 1894 до весны 1895 гг. Яворницкому разрешено работать наездами в московских архивах и библиотеках, что намного облегчило написание третьего тома «Истории запорожских казаков».

В 1896 году ученый становится сначала приват-доцентом, а позже профессором Московского университета. Преподает археологию и историю малороссийского казачества, читает «Специальный курс по истории Малороссии и Запорожья».


Параллельно с педагогической работой Дмитрий Яворницкий продолжал исследования истории Запорожской Сечи, организуя археологические раскопки на Запорожье и посещая архивы Москвы, Варшавы, Киева, Соловецкого монастыря и зарубежные (Турция, Персия, Палестина).
С 1902 по 1932 гг. Дмитрий Иванович Яворницкий работал директором Екатеринославского краевого исторического музея. Музей, по сути, был создан его руками и стал для него вторым домом.



 

В годы первой мировой войны Яворницкий Д. И. активно участвовал в сборе средств для сирот, раненых и беженцев.

В 1927 году он был назначен ответственным руководителем археологического надзора над раскопками на территории строительства Днепрогэса. В исторических исследованиях основное внимание Дмитрий Яворницкий посвятил истории Запорожской Сечи.

Большие заслуги ученого историка перед наукой. Он собрал материал для составления словаря украинского языка на 6000 слов, больших сборников народных песен, сказок, басен, раскопал более 1000 курганов. Весь свой разнообразный материал по истории Запорожья он передал потомкам в виде 150 крупных печатных работ.

Среди его работ:
  • «История запорожских казаков»,
  • «Очерки по истории запорожских казаков и Новороссийского края»,
  • «Вольности запорожских казаков» и другие.
Ценные фактическими данными сборники подготовлены под руководством Дмитрия Яворницкого:
  • «Сборник материалов для истории запорожских казаков»,
  • «Источники для истории запорожских казаков»,
  • «К истории Степной Украины» и другие.
Поэтическое творчество Д.И. Яворницкого – более 60 стихотворений. Подавляющее большинство их опубликовано в сборнике «Вечірні зорі» (1910 г.).

Только за 1927 - 1929 гг. было обнаружено и зарегистрировано 36936 различных старинных вещей, написано более сотни дневников, сделано более 1000 фотографий, рисунков и зарисовок. Часть этих снимков историк использовал в географически-историческом очерке «Днепровские пороги» (1928 г.), в котором помещены 86 иллюстраций.

В 1929 году Д.И. Яворницкий был избран действительным членом Украинской академии наук.

До последних дней своей жизни ученый историк не прекращал деятельности.

Дмитрий Иванович Яворницкий умер 5 августа 1940 года в Днепропетровске, где и был похоронен на городском кладбище. Но в 1961 году его останки перенесены на территорию Днепропетровского исторического музея. Указом Президиума Верховного Совета УССР музею присвоено имя Д. И. Яворницкого. (Источник)

Интересные факты: Многолетняя крепкая дружба с художником -- Ильёй Репиным.
(Источник)

Репин познакомился с Яворницким в 1887 году в Петербурге, на вечере памяти Т.Г.Шевченко. К этому времени работа над «Запорожцами» была не только начата, но и заметно продвинулась. Графический эскиз, выполненный в Абрамцево у Мамонтовых летом 1878 года, для Репина не остался случайным эпизодом. Письмо запорожцев турецкому султану прочитал Мстислав Викторович Прахов в большой компании художников, но только Репин, родившийся и выросший на Украине, принял письмо близко к сердцу. Он вспомнил давно знакомое: в Чугуеве у дьячка было это письмо, которое при случае читалось. Этот рисунок определил развитие темы. В 1880 году Репин совершает поездку по Украине с целью сбора материалов к картине. Маршрут путешествия разработал историк Костомаров. На местах старой Сечи, в Киеве, в имении В.В.Тарновского Качановке Черниговской губернии Репин выполнил много этюдов масляными красками и карандашом; многие из них, в том числе портрет Тарновского, потомка запорожцев, впоследствии пригодились в работе над основным вариантом картины. Образ Тарновского ассоциировался с образом гетмана, пока еще безымянного, так как письмо запорожцев в Турцию было не единичным явлением. Яворницкий помог Репину конкретизировать тему, отнести ее к 1674 году, когда кошевым атаманом на Запорожье был Иван Дмитриевич Серко.

Дмитрий Яворницкий позировал Илье Репину, когда тот писал свою известную всем картину: Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. О том, как это было и о своей дружбе с художником, Яворницкий написал в своих воспоминаниях.
Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий. Последний - крупнейший украинский исследователь запорожского казачества и земляк Репина, в 80-е годы позапрошлого века пострадавший за свои научные изыскания.
“В то время эта тема [запорожское казачество] была запрещена, поскольку были указы о запрете всего национального, в том числе и украинского”, - рассказывает Яна Тимошенко, заведующая мемориальным домом-музеем Яворницкого. Историку, по ее словам, руководство Харьковского университета, где он учился, а затем и преподавал, предлагало изменить тему его исследований. Тем не менее Яворницкий отказался, за что его исключили из университета и запретили преподавать “из-за политической неблагонадежности”.(источник)

Род Яворницкого Дмитрия Ивановича за период 19 века изучал харьковский исследователь истории Андрей Фёдорович Парамонов.

Из работы Андрея Фёдоровича Парамонова  "К ИСТОРИИ РОДА ЯВОРНИЦКИХ":

“Моя фамилия происходит от ”явора” или “яворника”, откуда Яворские и Яворницкие; последняя фамилия весьма распространена в Галиции, и в 18 веке, по гербовнику дворянских родов царства польского, изданному в 1853 году, в Варшаве, известны восемь панов Яворницких. Из Галиции одна ветвь этой фамилии перешла, вероятно, уже после гетмана Богдана Хмельницкого, в теперешнюю Харьковскую губернию и там основалась гнездом возле реки Северского Донца, Змиевского уезда. В новой родине часть этой фамилии осталась в дворянском сословии, часть перешла в духовное, а часть в мещанское. И уже в очень недавнее время одни из Яворницких стали писать свою фамилию их буквы “Е”, большинство пишет всё таки с буквы “Я”, мне  же лично в школе вместо буквы “ Е” записали букву “Э”,  и с этой буквой я так и остался гулять...”

Так писал сам Д.И. Яворницкий о происхождении своей фамилии и предках. Первое упоминание о семье Яворницких на территории Слободской Украины обнаружено мной только за 1807 г., хотя несомненно, что семья эта поселилась здесь гораздо раньше."

 
Яворницкий Дмитрий Иванович (С. Абросимова) -- ешё информация о Яворницких.

Изучив внимательно исследование А.Ф Парамонова (К истории рода Яворницких) , я обнаружила, что в роду Яворницких в четвёртом поколении фигурирует имя Даниила Акимовича Яворницкого.

"4.3. Даниил Акимович Яворницкий (приблизительно 1841 г.р. - 25 января 1905 г.) – родился в с. Колупаевка Харьковского уезда. Окончил Харьковское духовное училище [29]. Исключен из среднего отделения Харьковской духовной семинарии, с 18 сентября 1856 г. определен пономарем к Преображенской церкви с. Ивановка Харьковского уезда [30]. В 1857 г. пономарь Архангело-Михайловской церкви с. Колупаевка Харьковского уезда, просил Консисторию разрешить ему жениться. 13 марта 1863 г. определен дьячком на место умершего тестя в с. Лопань Харьковского уезда, где служил на одном месте до самой смерти.


Жена дочь умершего дьячка Татьяна Иосифовна Пономарева, венчание 20 января 1863 года. С 1905 г. получала пенсию на мужа 90 руб. год. В 1914 г. числится при  церкви с. Лопани среди вдов заштатных церковнослужителей [31]. Дети: Евдокия, Александра, Анастасия. "

"13 марта 1863 г. определен дьячком на место умершего тестя в с. Лопань Харьковского уезда, где служил на одном месте до самой смерти.
" -- эта фраза меня заинтересовала, так как она касалась нашего села. Мне стало интересно "продолжение" этой истории. И я изучила этот вопрос, благодаря сохранившимся Клировым ведомостям.
 Действительно, родной дядя Дмитрия Ивановича Яворницкого -- Даниил Акимович Яворницкий служил псаломщиком в нашей Архангело-Михайловской церкви (с. Лопань).

Основываясь на информацию из работы А.Ф. Парамонова я нарисовала графическую схему рода Яворницких и дополнила её новыми именами детей, о которых мне удалось узнать из документов по с. Лопань. В документах фамилия псаломщика была записана через букву "Е".

Впервые упоминания о штатном дьячке Архангело-Михайловской церкви села Лопань (которые мне удалось обнаружить) относятся к 1863 году. Именно в марте этого 1863 года он был определён дьячком "на настоящее место". Даниилу Акимовичу было на тот момент 22 года. Родился он в селе Колупаевка Харьковского уезда 17 декабря 1840 года, в семье дьячка.


1731 — дата основания как села Колупаевка (укр. Колупаївка).
1923 (?1936) — переименовано в село Ворошиловка (укр. Ворошилівка).
1959 — переименовано в село Жовтневое (укр. Жовтневе).
2016 — переименовано в село Слобожанское. (источник)


Учился в Харьковском Уездном училище в низшем отделении.
18 сентября 1856 года. По увольнению из Харьковского уездного училища низшего отделения определён Харьковского уезда села Ново-Ивановки к Преображенской церкви Пономарём.

4 октября 1857 года был перемещён Харьковского уезда села Колупаевка к Архангело-Михайловской церкви Пономарём.

26 февраля 1861 года Его высокопреосвященством Макарием Архиепископом Харьковским и Ахтырским посвящён в стыхарь.
И оным Преосвященным определён на настоящее место Дьячком7 марта 1863 года.

Дьячковскую грамоту и указ имеет.

Женат.
Жена его Татьяна Иосифовна (урождённая Пономарёва, дочь дьячка Иосифа Фёдоровича Пономарёва, который служил при этом же храме в селе Лопань с 1819 года).

Дети их:

сын Иоанн (Иван)

обучается в Харьковском Духовном училище, потом выбыл из училища и жил при родителях. В 1883 году был аптекарским учеником. Позже, в возрасте 31 года Иван был псаломщиком при Митрофаниевской церкви заштатного города Недригайлова Лебединского уезда. А через 2 года уже служит псаломщиком при Екатерининской церкви села Анниного Лебединского уезда
дочь Параскева
сын Дмитрий дочь Евфония (Евдокия) -- училась в сельской школе, позже вышла замуж за псаломщика (диакона).
дочь Александра -- вышла замуж за крестьянина.
дочь Анастасия --
вышла замуж за псаломщика Ивана Михайловича Руднева, который тоже служил в этой же Архангело-Михайловской церкви села Лопань. В 1907 году у них родился сын Ананий, в 1909 году сын Сергей, дочь Татьяна родилась в 1911 году.

Имел деревянный дом на собственной усадьбе и 3 десятин лесной крепостной земли в Казачьей Лопани.

Умер, состоя на службе Архангело-Михайловской церкви села Казачья Лопань Харьковского уезда 1905 года 25 января.

Даниил Еварницкий состоял псаломщиком при Архангело - Михайловской церкви села Казачьей Лопани 41 год 10 месяцев и 12 дней. 

Комментарии

  1. А.Ф. Парамонов -- о роде Яворницких. Новые факты о родоначальниках.
    https://www.facebook.com/2day.kh.ua/videos/410408827034953

    ОтветитьУдалить
  2. Вот сегодня узнала, что Даниил Акимович был сыном от второго брака его отца. Надо будет сделать исправление в графическом дереве Яворницких.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)