От Харькова до Курска. Путешествие в прошлое.

6 июля 1869 г. было открыто движение по
КУРСКО-ХАРЬКОВСКО-АЗОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.

(Источник)
Проведение Курско-Харьковско-Азовской железной дороги через Харьков дало городу возможность экономического развития, выделило его среди других небольших городов губернии (Чугуев, Изюм, Волчанск и проч.) Благодаря железной дороге Харьков стал промышленным центром, в нем выросли заводы-гиганты и сам город стал не только торговым центром, но и объектом стратегического значения. В середине ХІХ века в Харькове было около 50 тыс человек, а в 1917 году в городе жили уже 279 тыс. человек.
Развернувшееся в 1868 году грандиозное по тем временам строительство Курско-Харьковской железной дороги подошло к завершению 17 мая 1869 года, когда на строящейся дороге рельсы были уложены до Харькова.
22-го мая 1869 года в 11:30 в город торжественно прибыл первый поезд, составленный из 5 вагонов и локомотива. На нём из Курска в Харьков прибыли губернатор Курской губернии, “учредитель дороги” Поляков, инспекторы от правительства, главный инженер Данилов, рядовые инженеры и строители дороги и ряд частных лиц. По случаю события, вылившегося в настоящий праздник, С. Поляков устроил завтрак. Сразу по прибытию поезда на платформе вокзала состоялся молебен.
Новость о дороге с фотографией прибывающего поезда облетела все имперские газеты и журналы. "В 11.30 харьковчане услышали первый свисток локомотива, — писал один из журналов. — Огромная толпа людей зашаталась, заговорила, заволновалась. Появился локомотив с гербами, флагами и гирляндами зелени, с музыкой. Толпа наблюдала, как плавно катилось "невиданное чудовище", потом кто-то выкрикнул "Ура!", грянул оркестр. Первый поезд состоял из нескольких вагонов и особой платформы-павильона, который был наполнен приличнейшими особами... Многие на платформе поезда пугались, на моих глазах один мужик ухватился руками за столб и заорал во все горло: "Держись крепче, Митюха!"
Таким образом Российская империя получила первую колею, которая соединила столицу и крупные города с морем. (Источник)


Кто мог подумать сейчас, что дорога из Харькова в Курск в 1882 году занимала 10 часов пути на поезде?
 О своём таком путешествии писал на страницах "Южного края" Эдухан Прогорэлли.
Рассказ, дающий представление о том, что переживает человек, чем жили люди и чем сталкивался пассажир в пути из Харькова до Курска за 10 часов дороги.  Итак... 1882 год.

От Харькова до Курска.
десять часов прямого пути.
(Из писем сверх-сметного дворянина)

Двенадцатый час ночи. Сижу на так называемой Хлебниковской плат­форме, знаете, которая находится на 221 версте от Курска и на восьмой версте от Харькова. Очень удобная платформа; благодаря ей, европейская мысль с большим удобством может проникать в песчаную долину реки Лопани и в дачные помещения, ко­торые, находясь в той долине, само собой разумеется, выстроены „ на песце". Да, так сижу и думаю, как мол быстро шагнула вперед Россия: был песок и девственная страна, и вдруг— железная дорога; была одна деревуш­ка—и вдруг целая купа живописных дач.
Бегают поезда и товарные, и пассажирские, и товарно-пассажирские, бегают платформы с песком, с на­возом и с разною дрянью, которая самою природою для удобрения песков предназначена; бегают одни паровозы, называемые в просторечии „жеребчи­ками" и, по-видимому, служащие ни для чего другого, как для посылок. Тя­нутся бесконечные рельсы, несутся по этим рельсам бесконечные вагоны, развозятся в этих вагонах беско­нечная европейская мысль, а также и пассажиры, и распространяется, таким родом, в нашей дикой стране обра­зованность, гуманность, нравственность и смягчение нравов.....
Поезда, прав­да, останавливаются, но кондуктора свистят, кричат: All right! Готово! и локомотивы, послушные голосу кон­дукторов, бегут без оглядки даль­ше и дальше, и пыхтят, и задыхаются от усталости, и спешат, и исчезают вдали. .. правда, иногда от такой по­спешности они спотыкаются, падают, кувыркаются и ломают себе шеи. Се­бе и пассажирам. Но это ничего. Это в сущности так и должно быть. Иначе не было бы статистики несчаст­ных случаев, не было бы науки, а была бы одна только необразованность.
В будке раздался звонок. Жена сторожа вынесла зажжённый фонарь, сказала „вышел" и повесила фонарь на платформе. Трое мужиков обра­тились к ней с просьбою дать им билеты до Дергачей. К этой просьбе присоединяюсь и я.

— Нема билетов до Дергачей, не выдаются.
— Как нема? до Харькова же ма? До Харькова же выдаются? Почему же до Дергачей не выдаются.
— А я знаю? Садитесь так, в Дергачах заплатите.
— Садиться-то можно, да только не отвечать бы за это? Как бы чего не вышло?

Через несколько минут показался харьковский поезд; как огненные глаза светились красные фонари, привешен­ные впереди паровоза. Грузно и быст­ро прошёл паровоз мимо платформы и, наконец, поезд остановился. Стран­ное ощущение испытывает человек, сидящий на скамеечке близ пути, ког­да мимо него, кажется прямо на не­го, несется эта громадная, огнедышащая масса; невольно как-то подаешься назад и хватаешься за перила и в тоже время чувствуешь, что какая-то неведомая сила так и тянет тебя броситься на встречу в объятия этого страшного чудища....
Вагоны идут, идут, идут и в конце концов начинает казаться, что они уже сто­ят неподвижно, а ты сам, вместе с платформой, плывешь мимо них с ужасною быстротою, уносящею тебя в какую-то неведомую даль, далеко, далеко... Глупое состояние. Отойдите, господа, подальше, на грех мастера нет.

— Поезд стоит одну минуту!
Я вошёл в вагон без билета. Три мужика тоже вошли в вагон и тоже без билета.
— Готово!
Поезд тронулся. Вагон, в который я попал, был битком набит наро­дом. На скамейках сидело не то что по три человека, как законы повеле­вают, а по четыре. Насилу примостил­ся кое-как в закоулочке около печки и уселся не на скамейку, а на свой собственный саквояж. Того, что хи­мия называет воздухом, —в вагоне вовсе не было: была какая-то смесь тютюну, махорки, „русского духа" и Альфонса Ралле и К° отечественного приготовления. Хоть топор вешай.

-- Станция Деркачи! Поезд стоит...Не разобрал, сколько стоит в Деркачах поезд. Спешу на станцию взять билет до Курска, вхожу в так называемый зал и застаю там, как говаривал один из героев Диккенса, „трагический элемент". Три мужика, севшие со мной на Хлебников­ской платформе и опасавшиеся садить­ся на поезд без билетов, стоят в роли подсудимых, с понурыми ли­цами, с обнажёнными головами и толь­ко беспомощно разводят руками, по­вторяя: что следует, мы завсегда с удовольствием, а не то чтобы...

Кон­дуктор стоит в стороне, гордо под­нявши голову и торжественно указывая перстом на преступников говорит:
— Я их поймал! Они ехали без билета!

Помощник начальника станции (вы никогда его не видали? В таком случае съездите в Дергачи, посмо­трите) в фуражке с красным околышком свирепо смотрит на подсу­димых и неистово ворочает глазами, издавая какие-то грозные звуки. Ка­кой-то чин в железнодорожной фор­ме скоропалительно пробегает мимо этой группы, едва успевая крикнуть: „взыскать с них с каждого двой­ную плату от Харькова".

Касса заперта. Подхожу к помощ­нику начальника станции.

— Будьте добры дать мне билет до Курска.
Молчит, не обращает внимания и продолжает ворочать глазами и испу­скать звуки.
— Позвольте билет до Курска!

Опять молчит, опять не обращает ровно никакого внимания и, ворочая глазами, не удостаивает даже взгля­дом. Полагая, что он глух, под­нимало ассигнацию и возвышаю несколь­ко голос.
— Потрудитесь билет до Курска!
Никакого эффекта. Ни гласа, ни по­слушания. Точно перед телеграфным столбом стоишь или с вешалкой раз­говариваешь.
Посмотрел, касса запер­та. Решаюсь ждать и в случае чего сесть на поезд без билета. Мужики разводят руками, отпрашиваются, тор­гуются, спрашивают: „Да за что же".

— А за то же!—раздается могучий суровый голос обладателя краснаго околыша. Подавай деньги, двойную пла­ту от Харькова.
— Да мы не от Харькова, мы с Хлебниковской платформы, мы бы и билеты взяли, да там не дают, за что ж теперь даром деньги платить?...Я решаюсь вступить в дело треть­им лицом со стороны ответчиков и заявляю, что ответчики совершенно пра­вы, что мы сели вместе на платфор­ме, что просили билетов, что билетов до Дергачей там не выдают и что я с своей стороны не вижу никакого за­конного повода платить двойную пла­ту от Харькова, которая оказывается, собственно говоря, не двойною, а более, чем четверною платою от платформы.

В ответ на это заявление я по­лучил взгляд, брошенный как-то че­рез плечо, но очевидно долженствовав­ший быть для меня смертоносным, вслед за этим взглядом молниеносный помощ­ник ущёл в комнатку, отворил окошечко кассы и, не смотря на то, что я был один и стоял тут же, счёл нужным крикнуть оттуда не­обыкновенно грозным голосом:

— Эй вы, там! Поварачивайтесь, а то билета не дам и поезд выпущу.
— Потрудитесь, вы там, быть вежливее, и вести себя прилично, иначе я буду жаловаться вашему начальству!
— Начальству! Сколько угодно, мне наплевать!

В это время раздался последний звонок. На столике перед кассой шлёпнулся билет и сдача, рубль с мелочью. Я сунул их поскорее, не считая, в карман и бросился к ваго­ну. Поезд уже тронулся. К сожа­лению, я не могу сообщить, сколько с меня взыскали: сдачи сосчитать не успел, а в кармане, куда я ее су­нул, была другая мелочь, так что этот вопрос может решить только одно грозное начальство Дергачевской станции. Сколько взыскано с трех мужиков, и были ли они биты после отхода поезда, с целью выколотить у них надлежащий „штрах", я тоже не знаю, но думаю, что это можно узнать наверное из того же источника.

„Жаловаться"! Собственно говоря, на наших железных дорогах это жал­кое слово говорится пассажирами толь­ко для очистки совести. Всякий дурак знает, что хоть ты жалуйся, хоть не жалуйся, цена одна. Действительно, лучше всего наплевать! Пассажир есть козел отпущения, на которого пре­держащие железно - дорожные власти так и смотрят, как на коз­ла. Захотят, с кашей слопают, за­хотят, с маслом пахтают. Пробо­вал я было года два тому назад вес­ти упорную войну с одним мерзецем, служащем на московско-кур­ской железной дороге. Сколько бума­ги исписал, в газеты жестокие статьи посылал, до больших генералов до­ходил, от самого главного правления с надлежащими подписями извини­тельную бумагу имею, а мерзец все- таки остался на службе и чуть ли еще награду не получил за свои башибузукские наклонности. Наплевать! не буду жаловаться! Не желаю, чтобы за меня получил награду! Прощаю! по- христиански!....

В вагоне, в который я попал, было не только тесно, но и темно. Уныло мерцал в фонаре стеарино­вый огарок, тускло освещая фигуры пассажиров. Около меня па лавочке помещалась толстая-претолстая жен­щина в чёрном платье, с белой повязкой на глазах и говорящая ка­ким-то певучим голосом, каким обыкновенно говорят странники, бо­гомолки и т. п. отрасль прекрасного пола.
Она разговаривала со своим соседом, который наружностью напо­минал не то мещанина, не то быв­шего дворового человека.

— Да дай же ему Господи всяких благ и земных, и небесных, да по­шли же ему, Царица Небесная, и ему, и супруге, и деткам, и вну­кам, когда, Бог даст, они у него будут, всякого счастия от ныне и до веку! Анделъ, просто анделъ, на­стоящая анделская душа. Пришла я к нему, да и говорю: „Господин, го­ворю, мочи моей нет, свету божьего я не взвидела, вот который уж год глазами очинно не здорова".

Глянул он, мой батюшка, на меня раз, гля­нул другой, да так сразу и гово­рит: „У вас, говорит, матушка, катарахта".
А я ему и говорю: „Как же нам теперь быть, что по нашему сиротству с этой самой катарахтой жить невозможно". А он и говорит: „Эту самую, говорит, катарахту снять надо!..."
И денег ни копейки не взял!... Да дай же ему Матерь Божия, да пошли же ему Царица Небесная, да возмести же ему Варвара Велико­мученица... Да услышь же меня Царь Небесный, Николай Угодник.....

Вдруг пахнуло винным погребом; ко мне наклонился какой-то молодой человек, стоявший с другой стороны печки и смотревший до того времени в окошко вагона. Как-то странно улыбаясь и плутовски прищурив глаза, он таинственно спросил у меня:

— На станции были?
— Был.
— Видели?
— Видел.
— Ну что?
— Да все тоже самое. Свинство.
— В каком смысле свинство?
— Да во всяком, в каком хотите.
— Нет, хороша. У—ух какая!— бедовая!
— Да вы про что?
— Про буфетчицу. Важная баба!
— Да в Дергачах, спасибо, и бу­фета нет,— вступил в разговор — какой-то купец, сидевший на противоположной лавке— а не то что бу­фетчицы. Это у вас, господин, должно быть собственно одна игра воображения.

Молодой человек обернулся к не­му, уставил на него недоумевающие глаза, сделал какой-то знак удивле­ния и—совершенно неожиданно рассмеялся.
— Ошибся, действительно это вер-р-рно: с самого утра ошибся, это смешал.... На ромевской дороге!.... Это вер-р-рно..... Он с груст­ным видом опустился на скамейку, уронил голову на грудь и че­рез несколько минут из того угла неслись уже какие-то легкие звуки с небольшим носовым присвистом.....

Прошёл кондуктор.. Я к нему обратился с просьбою дать мне место и в деликатных выражениях поста­рался дать ему понять, что я принад­лежу к разряду людей, которых в обществе называют обыкновенно людь­ми благодарными.
— Погодите немного, потом мы вас переведем, где просторнее.
— Буду тронут!

Действительно, через несколько вре­мени пришли два кондуктора и пер­вый отдал другому такой приказ: проводи их в такой-то вагон, там лавочку им длинную очисть, чтобы покойно было.
— Да там мужики сидят.
— Так сгони, и лавочку очисть.
Мне сделалось чего-то стыдно, я от­казался от длинной лавочки и остал­ся коротать ночь на своем месте, слушая разговоры пассажиров.

Странница с катарахтом из рассказчицы превратилась в слушатель­ницу, говорил прежний её слушатель, бывший дворовый человек. Странница от времени до времени только раз­водила руками и приговаривала: ах ты Господи! Ах заступница! Ах-ах-ах, что на свет только делается!.....
А рассказчик, худенький человек, с очень симпатичной физиономией, по­давшись немного корпусом вперед, вел свой рассказ тихо и степенно, ровно, точно книгу читал и только в некоторых местах срывался с голоса, но он тотчас же справлялся с собой и с голосом и продолжал говорить:
..... будто что за сердце ухватило, да так вот и сосет, и сосет. Не случилось ли, думаем, чего с на­шим дитятей? А известия уж меся­ца два никакого не было, думаем: чтобы такое значило? Вот я день по­ходил и другой походил,— чисто места себе нигде не найду, да и гово­рю супруге: супруга милая, что это от нашего дидяти известия давно нет? Поеду-ка я в Харьков, отведаю его, может оно нездорово. Ну что ж, — го­ворит. Собрался— поехал. Приезжаю прямо на вокзал. А наше дитя в обтирщиках служит. Спрашиваю: где мне тут дитя свое отыскать? Какое такое дитя? Говорю так и так, Се­мен Чернов прозывается, Тимского уезда, с хутора Борзенкова, обтир­щик, вагоны в чистоте соблюдает. Нету, говорят, здесь его. Я туды, я сюды—нету и нету. Наконец того и говорят: ступай мол в Александров­скую больницу, там твое дитя нахо­дится, по случаю несчастного случая, на излечении. Побежал в больницу, нашёл, действительно там лежит.
Голос у рассказчика дрогнул. Он сделал паузу, но тотчас же опра­вился.
— Подтащило под вагон. Обти­рал вагон, не постерегся, машина пошла, ступенькой толконуло на земь, свалило и подтащило под колесо. Но­гу исковеркало... Отрезали... Я уж ноги-то не захватил...Опять дрогнул голос и опять пауза.
— Восемнадцати лет мальчонка- то был, сколько он нам денег стал; на одно образование больше двух сот рублей истратили, то да это, да учителю заплатить, да учителя пода­рить, чтоб получше старался, сами знаете, тоже и без этого нельзя. Пос­леднее отдавали. Ну, положим, до дела мальчик дошёл, и читал, и писал, можно сказать, вполне, с понятием мальчик был. Как вошёл в года, стал больше понимать, да и говорит: папаша, говорит, отпустите меня, го­ворит, в Харьков. Как достатки наши небольшие (а я у помещика за садовника жил), то я там больше заработаю, чем здесь, потому что там на вокзале цену хорошую получить можно.




 Лишний рубль, говорит, за­всегда пригодится. Умное было дитя.
Опять пауза.
— Да! Так выпросился я в боль­ницу ходить, полтора месяца почти в Харькове прожил. Старуху не стал тревожить, отписал так и так, ди­тя наше, мол, нездорово, в роде то­го, что горячка небольшая, побуду, мол, в Харькове покаместъ поправится. А про ногу ничего не писал, она и сей­час ничего не знает.
— Ох, грехи наши тяжкие. Что ж жив мальчик то остался? —осведо­милась слушательница.
— Помер. В больнице и помер. Как отрезали ногу, так хуже и хуже, жаром, все ровно, как от печки, пы­шет, градусники наставляли, так боль­ше сорока градусов выгоняло.... Помер....
Опять пауза.
— Как помер, я и прихожу  к главному доктору, прошу его убе­дительно: Ваше превосходительство! — так и так мол, как у вас дитя мое кончилось, и кончину принял не от че­го-нибудь такого, а по причине естествен­ной смерти, явите божескую милость, не прикажите его потрошить, потому и без того известно, от чего мой мальчик жиз­ни лишился. Подозрения, говорю, я ни на кого не имею, за что ж его, го­ворю, понапрасну тревожить. „Хоро­шо, говорит, любезный, будь покоен, ступай, я распоряжусь".
Хороший ге­нерал, дай Бог ему здоровья, обхо­дительный. Ступай, говорит, хорошо. Пошёл я потом к надзирателю что ли, а сыночек-то уж в мертвецкой лежал, и ему тоже говорю, чтобы, мол, нельзя ли не анатомить, как я подозрения ни на кого не имею. Ну этот другой характер оказал.
„Не ана­томить? -- говорит, -- да не то, что ана­томить, я ему и кишки все повымотаю и нутро-то все выворочу, в ку­ски, говорит, изрежу, места целого не оставлю. Тоже! Не анатомить". Я опять к доктору—не застал. Поку­дова ходил туды, да сюды, покудова что, прихожу, а его уж....
Рассказчик сорвался с голоса и умолк.
Слушательница вздыхала и охала. Я вышел на платформу подышать све­жим воздухом. Когда я вернулся сно­ва на свое место, бывший дворовый си­дел в той же позе и говорил сно­ва спокойным голосом, словно сказ­ку рассказывал.
—..........Нет, не дали. Зажитое жалованье за месяц, сколько следова­ло, получил, а билета не дали. Я бы­ло и просил. „Как мое дитя, гово­рю, на вашей службе жизнь кончило, и как я тут, при нем находясь, про­жился, то не будет ли возможно бес­платного билета получить до Марьин­ской станции. Не дали....

Поезд остановился на какой-то стан­ции. Воспользовавшись выходом сидев­шего недалеко от меня пассажира, я тот час же занял освободившееся ме­сто и с наслаждением вытянул за­текшие ноги. Славно! Раздался свисток и опять пошёл поезд, опять засту­чали колеса по рельсам и за этим монотонным стуком я не мог уже расслушать дальнейшего рассказа че­ловека, который жил „за садовника". Светало. Я задремал.

Эдухан Прогорэлли.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)