Посещение архиепископом Арсением Николаевского Стрелечьего монастыря и Архангело-Михайловской церкви сл. Казачьей Лопани.

Архиепископ Арсений (в миру Александр Дмитриевич Брянцев – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Харьковский и Ахтырский.


Несмотря на свой преклонный возраст и частое недомогание, немало заботился о благоустроении Харьковской епархии и религиозно-нравственном просвещении паствы. С этой целью им было открыто в Харькове братство Озерянской иконы Божией Матери, с отделениями во всех городах епархии, а при братстве обширная миссионерская библиотека, в которую лично им пожертвовано более тысячи томов; расширена деятельность миссионерского совета, учреждены должности уездных и окружных миссионеров; выстроен епархиальный дом, и при нём открыта епархиальная библиотека, учреждено церковно-археологическое общество и музей, епархиальная типография; устроено второе женское епархиальное училище, расширены некоторые мужские училища; даже низшие чиновники консистории обеспечены приличными бесплатными квартирами, для чего выстроен прекрасный каменный дом; для вдов и сирот духовенства значительно расширена деятельность епархиального попечительства, учреждена вспомогательная похоронная касса, и, главное, почти при всех монастырях епархии устроены приюты для сирот духовенства.
(Источник)

Посещение Высокопреосвященным Арсением, Архиепископом Харьковским и Ахтырским, Первоклассного Верхне-Харьковского Николаевского Стрелечьяго монастыря и Архангело-Михайловской церкви сл. Казачьей Лопани Харьковского уезда.

Стрелечье  (источник)

Посещение Высокопреосвященным Архиепископом Арсением Верхне-Харьковского Николаевского монастыря состоялось вследствие усиленной просьбы сестёр обители торжественно совершить чин возведения в сан игумении новой её настоятельницы монахини Аполлинарии, утверждённой в этом звании Святым Синодом.

10 января (1904 года), с утренним поездом, в 11 часов 24 минуты,
Владыка в сопровождении отца Архимандрита Вассиана, настоятеля Святогорского Успенского монастыря, ключаря Кафедрального собора отца Виноградова, секретаря Консистоии И.О. Самойловича, епархиального наблюдателя В.Ф. Давыденко, протодиакона В.Д. Вербицкого, регента архиерейского хора М.С. Ведринского и двух иподиаконов, прибыл на станцию «Казачья Лопань» Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги.


Вокзал (новый) в Казачьей Лопани.

Здесь на станции Владыка был встречен священниками Казачье-Лопанского прихода – отцом Филаретом Антоновым и отцом Михаилом Юшковым, которые, приняв от него благословение, просили на обратном пути осчастливить посещением Казачье-Лопанский храм для преподания благословения народу и учащимся в начальных школах. Владыка охотно на это согласился и, благословив собравшийся на вокзале народ и служащих, отбыл со своею свитой на приготовленных экипажах в святую обитель.

Стрелечье

Ещё издали, не доезжая до монастыря, можно было слышать торжественный трезвон обители,огласивший собою окрестности. Въехав, при колокольном звоне, в ограду монастыря, Владыка подъехал к церкви Михаила-Архангела. Здесь собрались встретить его местный причт в составе священника отца Митрофана Красина, отца Александра Юшкова, отца Ивана Найдовского и двух дьяконов, сестёр обители во главе с настоятельницей Аполлинарией, ученицы монастырской церковно-приходской школы и много народа, пришедшего из окрестных хуторов для молитвы и получения архипастырского благословения.
Выйдя из кареты, Владыка преподал общее благословения всем собравшимся и затем проследовал в нижнюю церковь, где ожидало его духовенство в полном облачении со святым крестом и водою. Владыка облачился в мантию, принял свой архипастырский жезл,
приложившись ко святому кресту с окроплением водою, при пении : Заступнице усердная» поднялся вверх по лестнице в верхний храм во имя Казанской Божьей Матери. Здесь Владыка принял обычную церковную архипастырскую встречу с положенным для неё чином и затем обратился к сёстрам обители со следующей речью.

«Благословляю вас, боголюбивые сёстры, в сей день пришествия моего к вам и желаю, чтобы в наступившем новом году в обители вашей и в общине сестёр ваших во главе с новою настоятельницею водворилась и новая лучшая жизнь. Желаю, чтобы обитель ваша преуспевала в добродетельной и благочестивой жизни, в подвигах благочестия, во взаимной любви и во всём, что необходимо нам для спасения души. Желаю, чтобы ярким светом своим озаряла она вокруг себя грешный мир, чтобы святая жизнь и добрые дела ваши на дальние пространства вокруг, всем живущим в мире людям подавали добрый пример подражания, привлекая их отовсюду к вам для молитвы, подвигов, духовного утешения и нравственного отдохновения.
Желаю далее процветания обители вашей и в хозяйственном отношении, дабы она не только сама украшалась в лепоте своей внешней красоты и величия, не только бы удовлетворяла первые нужны сестёр своих, но и уделяла бы в тоже время средства и заботы свои для обеспечения сирых и неимущих, а также и на другие благотворительные и просветительные дела, каковы: школы, богадельни, приюты...
С душевным утешение припоминаю, как два месяца тому назад провожали вы меня отсюда с торжественным пением умилительной песни Семёна Богоприимца «Ныне отпущаеши». И не скоро я предполагал быть у вас, как бы отпущенный вашею любовью и радостью. Но Господь благословил мне скорый путь к вам. А причина та, что вы встретили меня с любовью о Христе и полным гостеприимством. Я снова у вас и снова переживаю те минуты духовного утешения, какие переживал я во время первого посещения обители. Я снова у вас с любовью к вам и с радостью и снова хочу послушать сердечное и молитвенное пение 80-летних стариц обители вашей. Не могу забыть я старческого пения, выходящего из глубины души. Мне и ныне припоминается, как лет 8 тому назад навестил я для преподания благословения одну богодельню в коей жило свыше 20 призреваемых старушек. Время было красное, святое, пасхальное, я просил их пропеть радостное «Христос Воскресе». После непродолжительных колебаний, они запели по слуху. Первый опыт был неудачен, второй лучше, но когда они все дружно и согласно, воодушевляемые мною, запели в третий раз то у всех на глазах показались слёзы. Плакали они от духовного утешения и от радости, плакали и сожалели, что никто их раньше не заставлял петь. Пойте же, благочестивые старицы, пойте громче, истово и благовейно. (Старицы запели, руководимые монахиней).

Но не одним своим пением вы можете доставить мне утешение. Вы можете радовать меня и своим опытом, своим благочестием и жизнью монашескою. Вы издавна живёте здесь, подвизаясь во святой жизни; хорошо вам известны искушения дьявола, знаете вы и устав монастырский и заветы своей обители. Подавайте же и молодым монахиням пример добродеятельной жизни, сдерживайте их на пути скользком, наставляйте их, увещайте. Особенно, старицы, предостерегайте сестёр ваших от тех раздоров и несогласий, какие, к нашему прискорбию, не так давно имели место среди вас. Да будет же мир со всеми вами».
Преподав всем архипастырское благословение, Владыка удалился в покои обители, где ему вместе со свитою была предложения трапеза.
В 7 часов началось всенощное бдение с литиею и поллиелеем. Стройность монастырской службы и её строгая уставность, внешний порядок и пение сестёр, при участии Архипастыря Владыки, производили на предстоящих сильное впечатление, невольно возбуждая молитвенное настроение. Бдение продолжалось около 4 часов, причём Владыка всех предстоящих в церкви елеопомазывал.
В 8 часов утра началось совершение литургии. После малого входа, по установленному чину, Архипастырь торжественно совершил возведение в сан игумении настоятельницы обители Аполлинарии. Чин посвящения закончился пением. «В конце литургии» после пения «Буди имя Господне благословенно», Владыка обратился к предстоящим с следующим глубоконазидательным словом о значении празднуемого дня.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! И вчера , и ныне мы возносили с вами, боголюбивые сёстры, усердные молитвы по случаю посвящения в сан игумении настоятельницы вашей обители. Но к кому мы направляли наши молитвы, кому именно молились мы во вчерашнем всенощном бдении и ныне во время божественной литургии, чей праздник ныне совершается Церковью? Прежде всего ныне совершается праздник в честь и славу Господа нашего Иисуса Христа по случаю великого воскресного дня и по силе церковного устава, коим предписывается нам в настоящую «неделю по просвещении» воспоминать и прославлять славный день Богоявления Господня. Молились мы далее Пресвятой Владычице нашей Богородице, которая, будучи всесильно ходатайницею всех християн, является особою покровительницею вашей...

По окончании литургии, Владыка, облекшись в мантию, вышел в амвон для вручения жезла вновь возведённой в сан игумении настоятельницы Аполлинарии, причём, обращаясь к ней и к сестрам обители, сказал прочувственное и полное жизненного опыта слово.
В 2 часа Владыке была предложена праздничная трапеза, в которой кроме гостей приняли участие, по его приглашению, старшие и заслуженные монахини.
После обеда Владыка со свитою осмотрели церковно-приходскую монастырскую школу и саму обитель.

Преподав затем всем архипастырское благословение, Владыка отбыл из обители в с. Казачью Лопань.
Архангело-Михайловская церковь в Казачьей Лопани.
Роспись в кафе "Велес".

В 5 часов вечера, в сопровождении свиты, Высокопреосвященный Арсений, при колокольном звоне, подъезжал к Казачьелопанской церкви. Массы народа окружали церковную паперть и наполняли храмы. При пении тропаря храмовому празднику, Владыка вошёл в храм.
Здесь, при самом входе, он был встречен местным причтом во главе со священником отцом Филаретом Антоновым. Облобызав святой крест и окропив народ святой водою, Владыка проследовал прямо в алтарь для осмотра его. Когда причт совершал обычную церковную вечерню, с провозглашением Архипастырю многолетствия, Владыка сам провозгласил многие лета «прихожанам, создателям, благотворителям и всему причту.»

После этого отец Филарет Антонов обратился к Владыке со следующим приветствием:
«Благодарим Господа Бога и Вас, Высокопреосвященнейший Владыка, за посещение нас, духовных чад ваших. Чада радуются, встречая своего благостного Отца, сердца их полны любви и благодарности к своему благодетелю, ибо отец приходил к чадам своим не ради только одного свидания с ними, или общения со своими присными, но сердце и ум его утверждены заботами о благосостоянии чад своих.
Мы высоко ценим посещения своих Владык, Архипастырей, зовём их священными именами отца и благодетеля, с чувство благодарности преклоняемся пред их архипастырски-отеческими заботами и трудами, на пользу нашей духовной жизни, для достижения нами вечного спасения.
Высокопреосвященнейший Владыко!
Милостивый Архипастырь и Отец! Сердца наши объяты благоговейными чувствами смирения, сыновней любви, преданности и послушания к Вам, своему Архипастырю и Отцу, имя которого, как выдающегося иерарха современной нам русской церкви, славно отеческою благопопечительностью, церковным витийством и вразумительностью в проповедании Слова Божия, равностию о благолепии храмов и богослужения в них.
Благоговейно преклоняясь пред высоким служением Вашего Высокопреосвященства Церкви Божией, молим Вас смиреннейше покрыть наши немощи своим отеческим милосердием и своим мудрым водительством облегчить нам, недостойным соработникам Вашим, трудное дело просвещения, укрепления в доброй жизни и спасения вверенной Вам Богом духовной паствы Вашей.»

Архипастырь с вниманием выслушал приветствие, и поблагодарив за него, обратился к прихожанам со следующей речью:

«Радуйтесь, православные, тому, что вы имеете в своём приходе такой величественный, светлый, красивый и благоукрашенный храм. Радуюсь вашему усердию христианскому и вашей любви к делу Божию Но недоумеваю, почему такой просторный храм в таком многолюдном приходе имеет один только пристол? Надеюсь, что при вашем усердии и ревности вашей вы, купно с приходским старостою, озаботитесь в самом непродолжительном времени устроить и другой престол, дабы иметь возможность в воскресные и праздничные дни чаще возносить молитвы пред Богом, совершать по две литургии, и оживить церковно-приходскую жизнь другим престольным праздником».

В толпе народа послышались голоса полной готовности исполнить предложение Архипастыря.

Затем Владыке было угодно обратить внимание на местного псаломщика старой школы, беспорочно потрудившегося в сем звании более 40 лет. (Речь, очевидно, идёт о псаломщике Данииле Акимовиче Еварницком, служившим в Казачьейлопанском храме псаломщиком с 1863 года).

Он предложил ему спеть древне-киевским напевом ирмосы, поемые на праздник Крещения Господня. Псаломщик запел:
«Глубины открыл есть». Истовый тон пения, древние церковные напевы и усердное исполнение доставили удовольствие Владыке, за что он удостоил певца архипастырской благодарности.

Далее началось общенародное пение и публичное испытание в знании Закона Божия взрослых и детей, учеников школ церковно-приходских и земских. Владыка испытывал их в знании молитв, Священной Истории, Символа веры, таинств, заповедей, истории церкви. Бойкие, смелые и точные ответы учащихся церковных и земских школ невольно производили на всех приятное впечатление.
Владыка остался доволен ответами и выразил благодарность священникам – законоучителям.
В 6 часов Владыка отбыл в приготовленный для него вагон на станции «Казачья Лопань», а в 9 часу был уже в Харькове.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)