"Милые порядки" на железной дороге

1901 год
Милые порядки.

В то время, как в железнодорож­ные купэ первого класса врываются Ма­лышевы, производя покушения на жизнь пассажиров, железнодорожные служащие врываются к пассажирам в уборные, покушаясь на их стыдливость.

Конечно, между этими деяниями суще­ствует дистанция огромного размера, но, тем не менее, и то, и другое являются насилием над личностью пассажиров, причем железнодорожные служащие уве­ряют, что, производя насилие, они дей­ствуют законным образом. Я не знаю железнодорожных правил, но полагаю, что общий закон, охраняющий естествен­ное чувство стыдливости, обязателен да­же и для господ железнодорожных служащих....А между тем, я получаю уже не пер­вое письмо с жалобами на такой, в высшей степени бесцеремонный и несом­ненно противозаконный, образ действия железнодорожного контроля, причем каждый раз указывается на то, что контролеры, открывающие своим ключом уборные, независимо от того, кто в них находится— мужчина или дама, считают себя вправе так действовать, на основании железнодорожных пра­вил. Было бы в высшей степени интере­сно и важно объяснить железнодорож­ным служащим их, весьма неприятное для пассажиров, заблуждение; это и по­пытался было сделать один из воспи­танников харьковского земледельческого училища, ехавший 22-го июня (1901 года) с вечер­ним поездом №18.

Он решил за­нести факт открывания железнодорож­ными служащими закрытых уборных в жалобную книгу; но на пути к осу­ществлению этой цели юноше пришлось встретиться с такими ранами и скор­пионами, которые заслуживают того, чтобы о них рассказать печатно.

Что такое жалобная книга? Если ве­рить печатным надписям, бросающим­ся в глаза на каждой станции, это кни­га, которая всегда должна, быть предъ­явлена по требованию пассажира, для за­несения туда жалоб на железнодорож­ные непорядки.
На  некоторых небольших станциях она, если верить Антону Чехову, лежит без всяких запоров и обитатели стан­ции вместе с пассажирами занимаются вписыванием в неё мудростей, вроде: „Ты картина, я портрет,
Ты скотина, а я нет",

или „господа, Никандров социалист".

Очевидно,что на такой станции царят идиллические порядки; но есть и другие станции, где порядки будут уже значи­тельно построже, а желание внести пре­тензию в жалобную книгу встречает резкий отпор и обрушивает на голову беспокойного человека ряд злоключений.

Учащийся, г. Я., попросил жалобную книгу у начальника разъезда на 222 вер­сте, объяснив ему цель своей просьбы. Но начальник разъезда в просьбе отка­зал, на том основании, что „по его мне­нию, контролер поступил вполне за­конно.  Приходится только удивляться, для че­го существуют жалобные книги, с до­вольно длительной процедурой расследо­вания, когда начальники разъезда в од­ну минуту готовы разобраться в любой претензии и вынести тот час же свой приговор, краткий и безапелляционный.

Хотя г. Я. приговором начальника разъезда не удовлетворился и продол­жал просить жалобную книгу, он ее так и не получил и поехал дальше, сказав, что запишет жалобу в Дерга­чах.


В Дергачах начальник станции кни­гу дал, но когда г. Я. стал заносить в нее свою жалобу, неожиданно яви­лось препятствие, в виде станционного жандарма, заявившего, что он записывать жалобы не позволит, в виду... не­трезвого поведения жалобщика.

Это заявление было совершенно неожи­данным сюрпризом как для г. Я., так и для его товарищей, но может найти себе объяснение в фразе этого стража: „Мы уже получили о вас известие". Очевидно, что известие могло ис­ходить от начальника разъезда; ему-же, по-видимому, принадлежит и миф о не­трезвом состоянии, так как имеются свидетели, что начальник разъезда, по­сле того как г. Я уехал, объяснял публике свой отказ в выдаче книги именно таким образом.

Железнодорожные служащие не только самовольничали, открывая запертые убор­ные и тем нарушая правила благопри­стойности; они не только самовольнича­ли, отказывая пассажиру в праве жа­ловаться, но и не остановились перед несправедливым обвинением, весьма тяжким для учащегося в среднем учебном заведении.

Начальник ст. Дергачи вступился за юношу и, благодаря этому, жалоба была дописана, но раньше г. Я. пришлось вы­слушать всевозможные запугивания, рас­сказы о том, как некто за внесение жалобы был арестован на четырнад­цать дней, и даже угрозы арестовать.
Таким образом, желание г. Я. зане­сти свою жалобу на безобразные поступ­ки железнодорожного контролера, имею­щие хронический характер, обошлось ему очень дорого.

Хорошо, что у него есть свидетели, могущие опровергнуть взведенное на него обвинение; хорошо, что через несколько минут после этого его видел надзира­тель училища, могущий засвидетельство­вать его вполне нормальное состояние. Не будь этого, попытка занести жалобу могла бы обойтись учащемуся еще до­роже.

Тут все интересно; и отношение к пассажиру, носящему форму учебного за­ведения, и систематическое врывание слу­жащих в уборные.
В числе жалоб на последнее обстоя­тельство у меня имеются две от пассажирок-дам.

С. Яблоновский.

"Южный край" №7058

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)