Наташа из Дергачей. Благородный порыв
В 1901 году в рубрике "Откровенные разговоры" газеты "Южный край" появился рассказ о девушке Наташе из Дергачей.
Откровенные разговоры
Благородный порыв.
"Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано!"
Мне невольно пришли в голову эти два некрасовских стиха, когда я выслушал следующую трогательную историю одного "благого порыва"...На одном из вечеров в харьковском земледельческом училище всеобщее внимание в числе исполнителей обратила на себя необыкновенным для её возраста чтением стихов одна совсем маленькая девочка—дочь служащего при училище кузнеца Наташа Пащенко.
Среди кружка старших воспитанников училища тогда же возникла симпатичная мысль—дать образование этой, по-видимому, очень способной девочке...При помощи знакомых дам, а частью и на свои собственные средства, они начали осуществлять свою мысль и определили Наташу в 1-й класс 2-й женской гимназии, устроив ее в городе на квартире у её же тетки, которой, как женщине бедной, трудно было, разумеется, бесплатно содержать свою племянницу, так что ей надо было все-таки платить за содержание Наташи из тех же скудных средств...Как видите, задумана была и уже начала осуществляться прекрасная, благородная мысль, делающая большую честь отзывчивым и добрым сердцам этого небольшого кружка учащейся молодежи.
Это была своего рода душевная потребность, не вызванная никакими посторонними эгоистическими побуждениями, а главное—не разукрашенная шумихой громких, блестящих фраз...Это был именно благородный, молодой и горячий порыв доброго сердца, порыв, который обещал в будущем прекрасные результаты, обещал создать обществу нового полезного члена, вышедшего из тьмы невежества на широкий, светлый путь, озаренный благотворным светом знания...До сих пор бывали только, так называемые, "дочери полков", а Наташа Пащенко должна была сделаться "дочерью земледельческого училища" или вернее—дочерью небольшого кружка воспитанников этого училища.
Одним словом, пылкой молодежи рисовалась уже самая отрадная перспектива, рисовалось прекрасное будущее Наташи...Но... жестокая, неумолимая действительность, чуть-ли ни с первых дней воспитания Наташи, начала разрушать все эти благородные иллюзии...Случилось то, что и должно было случиться...Кто-же не знает, насколько в большинстве случаев бывают скудны средства у нашей учащейся молодежи, которая уже в самом раннем возрасте наталкивается на все ужасы нужды и лишений?...Немудрено, что этих средств хватило для воспитания Наташи только лишь на первое полугодие, да и то в конце его образовался дефицит в виде 40 руб., недоплаченных за стол и квартиру Наташи.
Наступило второе полугодие, а никаких средств для продолжения воспитания Наташи нет и бедная девочка, только что начавшая учиться, должна была вернуться опять в Дергачи к своим родителям, так как тетка содержать ее даром не может, да ей и без того задолжали 40 рублей за стол и квартиру. Кроме того, за право учения в гимназии за второе полугодие надо внести вперед 12 руб. 50 коп. и, наконец, каждый месяц за содержание девочки надо платить по 13 рублей.
Практические скептики могут на все это сказать:— Незачем было и начинать этого доброго дела, раз у его инициаторов не было средств для того, чтобы это дело продолжать!
Да! С точки зрения узкой житейской практичности это, может быть, и справедливо...Но нельзя же смотреть на вещи только с такой именно точки зрения...Нельзя-же винить добрых, отзывчивых юношей, одушевленных лучшими побуждениями своего сердца, за то, что
"Суждены им благие порывы,
А свершить ничего не дано"...
Начиная хорошее дело, они, может быть, глубоко верили в то, что доведут его до конца, они верили, что если у них самих не будет возможности и средств продолжать его, то им помогут другие, такие же отзывчивые на все хорошие люди...И я думаю, что они не ошиблись... Я думаю, что, если они, эти юноши, вечно испытывающие нужду и лишения, сумели на свои скудные средства начать и продолжать полгода воспитание бедной девочки, подающей несомненные надежды, то неужели-же, господа, мы-то сами, сытые и обеспеченные люди, позволяющие себе целый ряд излишеств, откажемся уделить малую толику для того, чтобы продолжать это, в сущности, не большое, но хорошее и благородное дело?...Я не хочу этому верить, потому что есть еще добрые, отзывчивые люди и в нашем Харькове...Вот этих-то людей, сочувствующих симпатичной идее воспитания бедной, но умной и способной девочки, я и умоляю придти ей на помощь. Свои посильные лепты они могут доставлять воспитаннику земледельческого училища Михаилу Илларионовичу Дахно, живущему на Екатеринославской улице, в доме №96, и принимающему близкое участие в судьбе Натальи Пащенко.
Рука дающего никогда не оскудевала. Надеюсь, что она не искудеет и теперь...
"Южный край" №6909
Откровенные разговоры
Благородный порыв.
"Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано!"
Мне невольно пришли в голову эти два некрасовских стиха, когда я выслушал следующую трогательную историю одного "благого порыва"...На одном из вечеров в харьковском земледельческом училище всеобщее внимание в числе исполнителей обратила на себя необыкновенным для её возраста чтением стихов одна совсем маленькая девочка—дочь служащего при училище кузнеца Наташа Пащенко.
Среди кружка старших воспитанников училища тогда же возникла симпатичная мысль—дать образование этой, по-видимому, очень способной девочке...При помощи знакомых дам, а частью и на свои собственные средства, они начали осуществлять свою мысль и определили Наташу в 1-й класс 2-й женской гимназии, устроив ее в городе на квартире у её же тетки, которой, как женщине бедной, трудно было, разумеется, бесплатно содержать свою племянницу, так что ей надо было все-таки платить за содержание Наташи из тех же скудных средств...Как видите, задумана была и уже начала осуществляться прекрасная, благородная мысль, делающая большую честь отзывчивым и добрым сердцам этого небольшого кружка учащейся молодежи.
Это была своего рода душевная потребность, не вызванная никакими посторонними эгоистическими побуждениями, а главное—не разукрашенная шумихой громких, блестящих фраз...Это был именно благородный, молодой и горячий порыв доброго сердца, порыв, который обещал в будущем прекрасные результаты, обещал создать обществу нового полезного члена, вышедшего из тьмы невежества на широкий, светлый путь, озаренный благотворным светом знания...До сих пор бывали только, так называемые, "дочери полков", а Наташа Пащенко должна была сделаться "дочерью земледельческого училища" или вернее—дочерью небольшого кружка воспитанников этого училища.
Одним словом, пылкой молодежи рисовалась уже самая отрадная перспектива, рисовалось прекрасное будущее Наташи...Но... жестокая, неумолимая действительность, чуть-ли ни с первых дней воспитания Наташи, начала разрушать все эти благородные иллюзии...Случилось то, что и должно было случиться...Кто-же не знает, насколько в большинстве случаев бывают скудны средства у нашей учащейся молодежи, которая уже в самом раннем возрасте наталкивается на все ужасы нужды и лишений?...Немудрено, что этих средств хватило для воспитания Наташи только лишь на первое полугодие, да и то в конце его образовался дефицит в виде 40 руб., недоплаченных за стол и квартиру Наташи.
Наступило второе полугодие, а никаких средств для продолжения воспитания Наташи нет и бедная девочка, только что начавшая учиться, должна была вернуться опять в Дергачи к своим родителям, так как тетка содержать ее даром не может, да ей и без того задолжали 40 рублей за стол и квартиру. Кроме того, за право учения в гимназии за второе полугодие надо внести вперед 12 руб. 50 коп. и, наконец, каждый месяц за содержание девочки надо платить по 13 рублей.
Практические скептики могут на все это сказать:— Незачем было и начинать этого доброго дела, раз у его инициаторов не было средств для того, чтобы это дело продолжать!
Да! С точки зрения узкой житейской практичности это, может быть, и справедливо...Но нельзя же смотреть на вещи только с такой именно точки зрения...Нельзя-же винить добрых, отзывчивых юношей, одушевленных лучшими побуждениями своего сердца, за то, что
"Суждены им благие порывы,
А свершить ничего не дано"...
Начиная хорошее дело, они, может быть, глубоко верили в то, что доведут его до конца, они верили, что если у них самих не будет возможности и средств продолжать его, то им помогут другие, такие же отзывчивые на все хорошие люди...И я думаю, что они не ошиблись... Я думаю, что, если они, эти юноши, вечно испытывающие нужду и лишения, сумели на свои скудные средства начать и продолжать полгода воспитание бедной девочки, подающей несомненные надежды, то неужели-же, господа, мы-то сами, сытые и обеспеченные люди, позволяющие себе целый ряд излишеств, откажемся уделить малую толику для того, чтобы продолжать это, в сущности, не большое, но хорошее и благородное дело?...Я не хочу этому верить, потому что есть еще добрые, отзывчивые люди и в нашем Харькове...Вот этих-то людей, сочувствующих симпатичной идее воспитания бедной, но умной и способной девочки, я и умоляю придти ей на помощь. Свои посильные лепты они могут доставлять воспитаннику земледельческого училища Михаилу Илларионовичу Дахно, живущему на Екатеринославской улице, в доме №96, и принимающему близкое участие в судьбе Натальи Пащенко.
Рука дающего никогда не оскудевала. Надеюсь, что она не искудеет и теперь...
"Южный край" №6909
Комментарии
Отправить комментарий