Наташа из Дергачей. Благородный порыв

В 1901 году в рубрике "Откровенные разговоры" газеты "Южный край" появился рассказ о девушке Наташе из Дергачей.

Откровенные разговоры
Благородный порыв.


"Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано!"


Мне невольно пришли в голову эти два некрасовских стиха, когда я выслу­шал следующую трогательную историю одного "благого порыва"...На одном из вечеров в харьков­ском земледельческом училище всеоб­щее внимание в числе исполнителей об­ратила на себя необыкновенным для её возраста чтением стихов одна совсем маленькая девочка—дочь служащего при училище кузнеца Наташа Пащенко.

Среди кружка старших воспитанни­ков училища тогда же возникла симпа­тичная мысль—дать образование этой, по-видимому, очень способной девочке...При помощи знакомых дам, а частью и на свои собственные средства, они на­чали осуществлять свою мысль и опре­делили Наташу в 1-й класс 2-й жен­ской гимназии, устроив ее в городе на квартире у её же тетки, которой, как женщине бедной, трудно было, разу­меется, бесплатно содержать свою племянницу, так что ей надо было все-таки платить за содержание Наташи из тех же скудных средств...Как видите, задумана была и уже на­чала осуществляться прекрасная, благо­родная мысль, делающая большую честь отзывчивым и добрым сердцам этого небольшого кружка учащейся молодежи.

Это была своего рода душевная по­требность, не вызванная никакими по­сторонними эгоистическими побуждениями, а главное—не разукрашенная шумихой громких, блестящих фраз...Это был именно благородный, моло­дой и горячий порыв доброго сердца, порыв, который обещал в будущем прекрасные результаты, обещал создать обществу нового полезного члена, вышед­шего из тьмы невежества на широкий, светлый путь, озаренный благотворным светом знания...До сих пор бывали только, так на­зываемые, "дочери полков", а Наташа Пащенко должна была сделаться "до­черью земледельческого училища" или вернее—дочерью небольшого кружка вос­питанников этого училища.

Одним словом, пылкой молодежи рисовалась уже самая отрадная перспек­тива, рисовалось прекрасное будущее На­таши...Но... жестокая, неумолимая действи­тельность, чуть-ли ни с первых дней воспитания Наташи, начала разрушать все эти благородные иллюзии...Случилось то, что и должно было слу­читься...Кто-же не знает, насколько в боль­шинстве случаев бывают скудны сред­ства у нашей учащейся молодежи, которая уже в самом раннем возрасте наталкивается на все ужасы нужды и ли­шений?...Немудрено, что этих средств хвати­ло для воспитания Наташи только лишь на первое полугодие, да и то в конце его образовался дефицит в виде 40 руб., недоплаченных за стол и квар­тиру Наташи.

Наступило второе полугодие, а ника­ких средств для продолжения воспита­ния Наташи нет и бедная девочка, толь­ко что начавшая учиться, должна была вернуться опять в Дергачи к своим родителям, так как тетка содержать ее даром не может, да ей и без того задолжали 40 рублей за стол и кварти­ру. Кроме того, за право учения в гим­назии за второе полугодие надо внести вперед 12 руб. 50 коп. и, наконец, каждый месяц за содержание девочки надо платить по 13 рублей.

Практические скептики могут на все это сказать:— Незачем было и начинать этого доброго дела, раз у его инициаторов не было средств для того, чтобы это дело продолжать!
Да! С точки зрения узкой житейской практичности это, может быть, и спра­ведливо...Но нельзя же смотреть на вещи толь­ко с такой именно точки зрения...Нельзя-же винить добрых, отзывчи­вых юношей, одушевленных лучшими побуждениями своего сердца, за то, что
"Суждены им благие порывы,
А свершить ничего не дано"...

Начиная хорошее дело, они, может быть, глубоко верили в то, что дове­дут его до конца, они верили, что если у них самих не будет возможности и средств продолжать его, то им помо­гут другие, такие же отзывчивые на все хорошие люди...И я думаю, что они не ошиблись... Я думаю, что, если они, эти юноши, вечно испытывающие нужду и лишения, сумели на свои скудные средства начать и продолжать полгода воспитание бедной девочки, подающей несомненные надеж­ды, то неужели-же, господа, мы-то сами, сытые и обеспеченные люди, позволяю­щие себе целый ряд излишеств, отка­жемся уделить малую толику для того, чтобы продолжать это, в сущности, не большое, но хорошее и благородное дело?...Я не хочу этому верить, потому что есть еще добрые, отзывчивые люди и в нашем Харькове...Вот этих-то людей, сочувствующих симпатичной идее воспитания бедной, но умной и способной девочки, я и умоляю придти ей на помощь. Свои посильные лепты они могут доставлять воспитаннику земледельческого училища Михаилу Илларионовичу Дахно, живущему на Екатеринославской улице, в доме №96, и принимающему близкое участие в судьбе Натальи Пащенко.

Рука дающего никогда не оскудевала. Надеюсь, что она не искудеет и теперь...

"Южный край" №6909

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)