"Словарь - 3". Хутор, сельцо, село, слободка, деревня, слобода.

В генеалогической работе мне пришлось столкнуться с разными названиями поселений.

Они создали для меня своего рода ребус, который мне приходится разгадывать до сих пор.
В описях исторических документов я встречала и хутор Лопанский, и село Лопань, и слободу Лопань, и слободку Лопань.

Так в чём же  отличие  между ними? И что так могло запутать меня в поисках?

Обратилась за помощью к Wikipedia.

Хутор (источник)
Ху́тор (укр. Хутір; мн. число хутора́) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Житель хутора назывался хуторянином. Исторические хутора были распространены преимущественно в Малороссии. В XVIII веке появились казачьи хутора также на Дону и Кубани. В состав хутора входили избы (крытая соломой хата-мазанка), погреб, колодцы, хлев, огороды, сады.

К. Я. Крыжицкий. Хутор в Малороссии, 1884


Сельцо (источник)
Сельцо́ (польск. siołko) — исторический тип населённого пункта в Речи Посполитой и России с XVI века: сельский населённый пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и комплексом хозяйственных построек, иногда с часовней. Кроме того до революции в России сельцом называли помещичий дом и несколько крестьянских изб, в которых проживала прислуга помещика.

Село (источник)
Древнерусское слово село «жилище; селение; поле» происходит от праславянского *selo «пашня», которое на восточнославянской почве фонетически совпало с *sedlo «поселение». Далее от праиндоевропейского корня *sel- «жилое помещение». Родственно литовскому salà «деревня».

В России до революции 1917 года село чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Однако центром прихода мог также быть погост; в отличие от села, на погосте были только дома священнослужителей и причта.

В советский период и в постсоветской России официальных отличий села от деревни не существует. Но чаще всего селом называют сельский населённый пункт, в котором есть или раньше была церковь с колокольней или звонницей. В то же время некоторые бывшие сёла, даже при наличии церкви (вероятно, после её закрытия), официально именуются деревнями или посёлками. В БСЭ ( Большая Советская Энциклопедия) указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда было так. В постсоветский период во многих деревнях, где до революции не было церкви, они стали строиться, что уже не приводило к приданию таким деревням статуса села. В то же время в некоторых сёлах церковь в советских период была полностью разрушена и не восстановлена. Таким образом, если населённый пункт имеет статус села, то это отражает его статус в прошлом, но не в настоящем.

Деревня
Сельский населённый пункт с несколькими десятками домов.
На начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие церкви в деревне и размеры поселения. (источник)

Тип сельского поселения, исторически сложившийся в дореволюционной России. Деревня отличалась от села меньшими размерами, отсутствием церкви и помещичьего дома. (источник)

Слобода (источник)
Вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.

Первые упоминания о слободах относятся к X — XI вв., более широкое распространение получили с XII века. Слобода́ , в тот период времени часть торгово-промышленной части города, посада, ранее подола, делилась на сотни. В слободе жили слободские люди. В XII — первой половине XVI вв. слобода — это отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь, слободскими казаками, и освобождение от податей было для них побудителем.

В первой половине XVIII века эти льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 г., по определению ЭСБЕ, слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут»

Слободка  (источник)
Рабочая или ремесленная слобода.

     Работая с архивными документами, я встречала разные названия населённых пунктов, относящихся к Лопани.
 Это и слобода Лопань и село Лопань, и хутор Лопанский, и даже слободка Лопань.

Однозначно можно сказать, что нынешняя Казачья Лопань долгое время (до 1938) называлась селом Лопанью (об этом свидетельствуют метрические книги и ревизские сказки).  В 1938 году получила статус посёлка городского типа.

О Лопани как о слободе пишет  Филарет Гумилевский в своём труде " Историко-статистическое описание Харьковской губернии":

"СЛОБОДА ЛОПАНЬ.
На р. Лопане, в 45 верстах от Харькова, на северной границе губернии.

По делам 1717 г. видим здесь храм Архангела Михаила. В 1730 г. выдан был в лопанский храм Архангела антиминс — знак того, что в это время построен был уже новый храм.

Книги: Евангелие м. п. 1711 г., Триодь пост­ная м. п. 1707 г., цветная м. [п.] 1731 г., Служба Иоанну Воину м. п. 1737 г. с надписью: «Сия книга Харковск. Преображ. монастыря маетности Лопанскаго хутора, подана 18 Февраля в храм его, в вечное чтение».

Эта надпись показывает, что в округе нынешнего Лопанского прихода, в имении Куряжского монастыря, был храм. Между старыми антиминсами один есть с такой надписью: «В Харьков. Преоб. мон. в маетность его в с. Лопань в храм Иоанна Воина, 1716 г.». Впоследствии храм ху­тора Макаровского освящен был во имя Св. Ди­митрия.

В округе Лопанского прихода был и еще храм: это храм Св. Иоанна Предтечи в с. Сосновке, которого метрики начинаются с 1760 г. , тогда как метрики Архангельского храма начинаются с 1722 г.

По делу 1721 г. видно, что в 1718 г. в Лопани сильно действовала чума: от нее умер лопанский Архангельский священник Феодор. От холеры было умерших в 1831 г. 28 человек, в 1848 г. — 168 человек.

И другого рода зараза долго и непрерывно действовала в Лопанском приходе: это раскол. В 1826 г. было неисповедовавшихся по суеве­рию 53 человека, в 1830 г.— 70, в 1835 г.— 83, в 1840 г. — 54 человека. С 1835 по 1842 гг. присоединилось к общей православной церкви 79 человек, а остальные 23 человека в 1842 г. приняли единоверие."

На мой взгляд, очень много о населённых пунктах могут рассказать карты. Если собрать все найденные на просторах интернета карты  по Казачьей Лопани, то мы увидим и  с. Лопань и хутор Лопанский.

Карты 1788 года. Отдельно с. Лопань (Золочевский уезд)  и х. Лопанский (Харьковский уезд).





Это два отдельно стоящие друг от друга населённых пункта.
Долгое время я искала ответ на вопрос, где конкретно располагался хутор Лопанский.  (на карте видно, что он находился в районе Безруков и Дергачей.)

 На данный момент я узнала, что хутор Лопанский -- это северо восточная часть нынешнего посёлка Дергачи.  Местные жители посёлка вспоминают его второе название "Басанского" (по фамилии помещика Басанского) .

Цитирую:
"Лопанский-Басанский это нынешняя северо-восточная окраина Дергачей, а лет сто назад там жили обособлено в сосновом бору хуторяне. Бор вырубали у войну, а в 60-х годах снова насадили сосен. В эти же годы мы любили купаться в Лопани. Купальня называлась - Басанское, очень широкая, глубокая, чистая. Водилось около 20 разновидностей рыб. Народ реку любил и берег." (источник)

Я пересмотрела описи дел и, действительно, в одно и тоже время существовало и село Лопань и хутор Лопанский. Списки фамилий двух поселений отличались друг от друга, от чего я делаю вывод , что эта два независимых друг от друга поселения.

Более того, в ревизских сказках первой половины 19 века написано:
"Ревизская сказка
Тысяча Восемь сот тридцать пятого Года Апреля двадцать девятого дня Слободско- Украинской Губернии Харьковского уезда  при дворах Слободы Деркачей и соединённого с оною Хутора Лопанского помещика Подполковника Ивана Николаева сына Краснокутского о состоящих мужска и женска пола крестьянах на привиллегированной земле побязанных платежом за право вольной продажи  вина двурублевого с души пошлиною."




Изучая историю своей семьи, я узнала, что мои предки (по одной из веток) проживали изначально в хуторе Лопанском и по документам (ревизская сказка 1795 года ) всё семейство было переведено в слободку Лопань она же Цуповка.

"
... Переведен  с нижеписанным семейством своим в Золочевский уезд, в вотчину помещицы моей в слободку Лопань она же и Цуповка, и там в сказках показан будет."



Сначала, я ошиблась, прочитав неверно написанную от руки старославянскую заметку и считая, что Цуповку называли слободой.
После ознакомления с написанием старого письма, я заметила, что упустила из внимания букву "К", которая раньше писалась как 2 вертикальные чёрточки. И таким образом, речь шла не о слободе, а о слободке Лопани она же Цуповка.




Всем, кто собирается работать с историческими документами, настоятельно рекомендую ознакомиться хотя бы бегло с очертаниями старославянской скорописи.
Это поможет избежать ошибок и неверных выводов.




Добавлю ещё о волости информацию.

Во́лость — низшая единица административно-территориального деления России и некоторых других стран, обычно сельская. (источник)

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)