Просвет среди тьмы. Очерк с натуры.
1897 год...
В газете "Южный край" появился прекрасный рассказ о жизни бедной крестьянки и её сына Петруся, о женской доле, о детях в наших краях. Очень яркий, живописный и душевный рассказ...
Почитайте и окунитесь с головой в атмосферу 100-летней давности, ощутите запах травы земли нашей, по которой ходили наши прабабушки...
Просвет среди тьмы.
Вечером, гуляя по окрестностям села Дергачей, я встретил бегущую плачущую женщину, которая причащала:
— О, Боже мой! Ой, что же мне делать?! Ой, где же мне искать его?!..
Я спросил ее, о чем она плачет, но несчастная женщина слишком была удручена горем, которое, как стихийная сила, влекло ее куда-то, в неведомую даль.
Она ничего не отвечала на мой вопрос и быстро прошла мимо меня, по направлению к целому
ряду мельниц, вокруг которых паслись небольшие стада овец и свиней. Вечер был тихий, теплый и полная луна своим волшебным светом обливала землю, богато убранную пшеницей и рожью. Я пошел по направлению к ниве и скоро утонул по пояс в высокой ржи. И как чудно-
и хорошо было мне идти по узкой, змеёй вьющейся тропинке, среди роскошной взросшей ржи. Колосья хлеба, своими головками, будто кланялись мне, будто играли со мной, ласково ударяя
меня по рукам и по лицу. Синие волошки, белая кашка и душистый полевой жасмин—то тут, то там виднелись во ржи и наполняли воздух тонким и нежным ароматом. По всему пути, чуть не из под ног моих выпархивали жаворонки и улетали ввысь неба, будто расставаясь навсегда с землею. А там, далеко во ржи перекликались перепела своею однообразною и причудливою песнью, в воздухе и окрест меня царила невозмутимая тишина. Казалось, природа засыпала и только дети ее еще кое-где рекотали и обменивались своими песнями.
Мне было хорошо. Но сердце мое не переставало напоминать мне о женщине, которая бежала и плакала, и я начал скорбеть, что оставил ее, что не пошел вслед за нею...
Я повернул направо и скоро вышел (часть строки отсутствует) давно паслись стада овец и свиней.
Теперь на этой поляне все было тихо. Луна отбросила от мельницы на землю длинные, неуклюжие тени, которые избороздили собою всю поляну. У одной из мельниц, на длинном железном брусе сидела женщина и горячо ласкала мальчика лет пяти, который ел кусок черного хлеба и жался к ней, прячась от свежего воздуха.
Подойдя ближе, я был удивлен и обрадован, узнав в ней ту женщину, которая плакала и быстро убежала в открытое поле, не дав мне ответа на предложенный мною вопрос.
— Здравствуйте, матушка!—обратился я к женщине, приподняв шляпу.
Скажите, это вы бежали в поле и о чем-то тосковали?
— Я, барин, я это бежала!—ответила мне женщина.
Я присел рядом с нею на длинный брус.
— О чем же вы так тосковали?—продолжал я спрашивать женщину,
укрывавшую ребенка своим платьем.
— Да вот об сыночке своем, о
Петрусе?!—ответила женщина и поправила кудрявые волосы на голове сына.
— Чем же он вас так огорчил?—продолжал я спрашивать, радуясь,что женщина не прочь отвечать мне на мои вопросы.
— Да ничем не огорчил он меня, милый господин! А так уж, знать, нам, матерям деревенским, суждено или голодать от безработицы, чтобы за детками можно было приглядывать; или же
ходить на поденную и трепетать каждый час, думая за жизнь своего детища...
— Почему же так?!-—спросил я, не понимая, что хотела сказать рассказчица.
— Да так, милый барин!.. Вон вишь какое дело! Таких, как я, у нас много найдется: „Нет ни хаты, ни овина и разбежалась вся скотина”.
Сказано баба—вдова,—что при дороге битой трава. Что ни день трава растет, от наговора лютого—чахлая, да вялая. Так вот и я, добрый барин, со своим Петрусем. Да уж если
правду говорить, то зимою еще и туда и сюда; а летом за детками не мы одне, вдовы горемычные, а и примужние бабы—все горе несли из-за своих деток и все одинаково плачемся. Мужик что? Мужику и в жизнь не понять скорби материнского сердца.
Он не носил детища под сердцем своим; стало быть ему хоть и дорого оно, но не по той цене, как родной матери. А уж мать родная бедствует да убивается,—и Боже правый! А все
потому, что жаль детища. Вот у Фроси их девять душ было, а теперь троечко осталось. Ну как тут не жалеть его родименького... эхе-хе-хе!
Жизнь наша горькая да тоска наша споркая...
— Да скажи же мне, голубушка, в чем дело? Я все еще не пойму тебя,
Вот ты говоришь, что у Фроси из девяти душ детей, всего трое осталось,а у тебя из семи душ—один Петрусь остался. Куда же они делись, расскажи мне?
— Куда делись?! Известно куда делись; — померли, да в острог угодили...
— Что же, болезнь была на детей какая, что ли?
— Какая там болезнь, один год—два, да другой год—два; так все и померли. Известное дело, бабья страда.
Целый то день мы на поденщине до поздней ночи. А чуть заря встанет—и ты вслед за нею. Огороды идем копать, полоть бураки, баштаны (то же, что бахча), табак, всякую огудину. Девки и вдовы, на заработках, а замужние бабы у себя на своем хозяйстве спину гнут да с нами наряду идут.
Вот оно так и идет день за днем. А лето прошло, в осеннюю пору хозяйкам еще туда сюда, а зимою и совсем полегчает. А вдовам и девкам небогатых хат,—одна страда круглый год.
Осенью мы все в город уходим на поденную да на фабрики работать. А де (отсутствует строка) накормить их, ни остановить их в
какой-либо шалости—некому. В городе в последнее время Господь благо послал: добрые люди
„Ясли” устроили.
И Боже! Какое это благо для матерей-поденщиц! Да что-же? Много ли этих
„Яслей”?! Всех детей туда не приспособишь. Мест нет, теснота одолевает. Ну, а в деревне, в летнюю и осеннюю пору? Иди сама на поденную в поле, на целый день, а ребят своих бросай среди улицы; а если у тебя хата есть, то запирай их как зверей в хате. Что тут делать?! Поохаешь, поохаешь, да потопчешься по двору, —
значит,—чтоб придумать что нибудь...
— Ну что же?!
— Ну потом и покончишь, что ничего не придумал. Что ты тут придумаешь? Взглянем вверх на Господа милосердого. "Твоя,—значит,—Господня воля”! вскинешь на плечо чапку, да
и побежишь со двора, не оглядываясь, чтобы сердце твое не надрывалося, на детей глядючи. А уж чего то они, родные, не выносят без нас, матерей, бродя по целым дням без надзора. И собаки то их грызут, и свиньи-то их ранят, и деревни-то через баловство их
горят... Брани, ругани, воровству и разным гадостям друг от дружки научаются, да злыми становятся от голодовки, да простуживаются... А то и совсем пропадают без вести.
— Как же это так? Что-ты, голубушка, говоришь? Разве может живой человек пропасть без вести и слуху?!
— И, барин, голубчик! Да вы, я вижу, все по своему, по-городски, да по-барски судите. Я родом сама из Сумского уезда. А там и теперь жива моя сестра—Глаша Кривулина. Она, как и
все мы, пошла раз в поле на свеклу, а двух детишек оставила дома у двора. Мальчонку было по седьмому годочку, а девчонке—по второму. Он то и смотрел за нею, без матери. Ну, значит, топтался, топтался он по двору—надоело. Он со двора на улицу, и с улицы в другую, а с другой в третью, а там и вышел на большой шлях (отсутсвует строка)
ехали и нашли девченку брошенною в поле, в рылье, еле живою от голода и жажды. А его и по сей день нет, вот уже три года прошло...
— Да куда же он девался?..
— Куда? Известно, куда! Скорей всего слепцы в поводатари сманули?!
А то, пожалуй, комендианты украли...
Да нет! Скорей всего слепцы сманули да и завели. У них это часто бывает. Мало ли детей водит их по свету. Все же это вот такие, как мой Петрусь. Побегут в поле, ну там их и изловят те, кому нужны они..
— Неужели слепцы таким путем приобретают себе поводатарей?!
— А как вы думали? Мальчик, который в поводатарях дорос до семнадцати лет, уже сам не хочет водить их. Слепцы знают, что он не
сегодня, так завтра тихонько уйдет от них, если они его не отпустят по доброй воле. Вот они и просят его, чтобы он приискал на свое место мальченка и сманул бы его. А раз, я знаю, в Ольшане через два года мать опознала своего сына и отняла. Но тот мальчонок юркий был и
сам не желал водить слепцов, он знал, что он родом из Ольшаны.
Ну и привел своих слепцов в Ольшану, обманом. Да что говорить! Мало ли что бывает ст нашими детьми. А сколько их попадает в приют малолетних преступников! А за что? За
то, что матерям нет способов присмотреть за ними.
— Что же, по вашему, следовало-бы сделать, чтобы вам матерям, дать возможность присмотреть за ними?
— А кто его знает что! Это не нашего ума дело. Знать, уж так оно ведется, так оно и должно быть. Свои уставы не уставишь!..
— А вы-бы своим мужикам сказали, чтобы они на сельском сходе заявили об этом, да и у себя в деревне устроили-бы такие „Ясли”, какие ты в городе видела?!
— Хе, хе! Какой вы смешной барин!
Простите, что так скажу. Разве наши как в городе. Перед Богом милосердным, кажись, все равны, все одинаковы. А у нас на селе в церкви бабы стоят сзади, а впереди мужики,
как старшие над бабами. Для баб в наших церквах есть "бабинецъ".
Церкви наши не топятся, а в "бабинце" уж и говорить-то страшно, какой холод бывает. А бабы-то почти все с грудными младенцами за пазухой стоят. Дети, известно,—младенцы, плачут, высовывают рученки из тепла, а мороз так и блестит по стенам.
А нужно стоять пока „святая-святых”окончится и батюшка к выходу благословение подает. А иным бабам и запричастить деток своих нужно.
Боже мой милостивый!.. И какого подчас горя наберешься с своими дорогими детками!.. Принесешь его домой: и сама то вся застыла от холода, и груди посинели, а уж о младенце и говорить нечего...
— А скажите,—дети у вас часто простуживаются?
— Конечно, все в Господней воле...Иному и ничего. А иной пожмется, пожмется, да Господу и отдаст свою душу.
— Ну как же, матушка, мужья ваши на это смотрят.
— Да так же вот и смотрят. Конечно, все в воле Божией. Ну,—а они все в кожухи одеты, да впереди стоят, где свечей много горит, ладаном курят,—все, оно, как-то теплей. Ну, а нам, вишь, уж так „с покон веков” отцами и праотцами нашими положено—стоять в „бабинце”. Кто-ж тому причиной?
„Бабам в "бабинце“ стоятъ надо и навеки веков свое место знатъ!“—так написано в законе. Так, значит, тому и быть должно!..
Было уже довольно поздно. Петрусь начал засыпать, пригретый матерью у груди. Не вдалеке от нас темными пятнами виднелись хаты, окруженные вишняком и вербами. Кой где, зажглись огоньки, маня к себе и обещая любовь и мир... (отсутсвует строка)
Перепела уже перестали кричать. И только изредка, где-то далеко, у края болота, гудел „бугай”.
— Ох, Господи Иисусе Христе! перекрестясь, произнесла моя собеседница.
Вишь, вон до чего мы с вами засиделись!—Уже совы начали летать, себе жертвы искать. Пойдемте-ка по домам. Право, худо в поле оставаться в такую пору, без домашней скотинки и
без воза...
Собеседница поднялась с места и взяла Петруся за руку.
Я последовал за нею и мы зашагали по направлению к деревне.
— Скажи же мне, голубушка, почему в поле нехорошо без скотинки ночевать?
— А потому, что скотинка отвод делает всяким лешим, упырям и оборотням. А без нея человеку в поле куда как нехорошо!...
— Ну, а почему же нехорошо, когда мимо человека сова пролетит?
— Сова— „вещун птица”. Она, если летит, то, значит, послана оповестить того человека, которому надо горе перенести. А иной раз она взглянет на вас, да и обознается. На вас горе то и нападет и наляжет мокрым рядном. Вон оно что, голубчик барин!..
— Все это, милая моя, глупости, все это надо выбросить из головы, забыть!..
— Вот так то вы все господа говорите! „Глупости, да дурацкие побрехеньки”. А чтобы растолковать, да разжевать нам, темным людям—этого у вас нет. Вот мы и живем, не зная ничего. А может оно и лучше, что мы не знаем того, что вы знаете? Мы так:
„что Бог даст,—то и будет”.. Прощайте!...
Женщина вошла в хату, которая стояла без всякой огорожи. Я пошел по стихнувшей улице, направляясь к своей даче.
В. П. К— ов.
Источник -- "Южный край"
№5673
Комментарии
Отправить комментарий