Исповедные росписи 1900 года по Казачьей Лопани. Статистика. Фамилии. О близнецах


Когда я только-только начинала работать с архивными документами, я наивно думала, что метрические книги-- это единственный  наиболее информативный источник для изучения родословной.
Я ошибалась.
Да, первое моё знакомство с архивом было через метрическую книгу.
Да, это богатый источник, где можно узнать о рождении предка (и его родителях), о венчании и о дате смерти.

Вторым, не менее замечательным источником оказались для меня ревизские сказки. В них можно узнать о полном составе семьи на тот или иной год, когда проходила ревизия.
Но "недостаток" их заключается в том, что последняя ревизия прошла в 1858 году (десятая) и после уже ревизские сказки не велись.
То есть мы можем изучать этот источник только до 1858 года.

И третьим источником, так же очень информативным, оказались исповедные росписи.

Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.

(Источник -- Wikipedia)

Что касается исповедных росписей по Казачьей Лопани, хранящихся в нашем Харьковском архиве, то к большому сожалению, сохранилась только три исповедных росписи (1900, 1870, 1845 года).
Но есть и хорошая новость -- это то, что они всё таки сохранилась! :-)

Я постаралась подробно изучить "исповедку" за 1900 год прежде, чем сдать обратно в хранилище.
Сделала много выписок, пометок, собрала немного статистики, о которой хочу рассказать казачьелопанцам и читателям блога.

Вспоминаю добрым словом того священнослужителя, который вёл записи по Казачьей Лопани в "исповедках". Читабельный почерк церковнослужителя помог мне сэкономить время на вычитку.

Хочу опубликовать списки фамилий, которые мне встретились в этом деле.

Все списки разделены на несколько отделов:
Первыми шли списки семей церковнослужителей при Архангело-Михайловской церкви, потом--военные и их домашние.
Затем -- дворяне, мещане и их домашние.
Далее -- списки государственных крестьян.
Далее -- временно проживающие в селе Казачья Лопань крестьяне-собственники и их домашние. И завершал список раздел с раскольниками.

Всё дело довольно большое (более 2000 страниц) , так как включает отчёты соседних приходов:
1. Успенская церковь г. Золочева
2. Николаевская церковь г. Золочева
3. Вознесенская ц. г. Золочева
4 Николаевская церковь сл. Деркачей
5. Рождество-Богородицкая ц. села Уд
7. Архангело-Михайловская ц. с. Лопани
8. Успенская церковь с. Дементеевки.
9. Крестовоздвиженская церковь с Черкасская Лозовая.
10. Покровская ц. села Карасовка
11. Христорождественская ц. с. Одноробовка
12. Владимирско-Бородицкая ц. села Должика
13. Николаевская ц. с. Березовки
14. Троицкая ц. села Мироновки.
15. Николаевская ц. х. Козачка
16. Александро-Невская, х. Татарка
17. Иоанно-Богославская церковь, х.Безрукова
18. Николаевская ц. сел. Стрелечего.

Итак, для всех, кому интересно, какие же фамилии Казачьей Лопани были упомянуты в Исповедных росписях, публикую их здесь.
Церковнослужители:
Антонов
Наседкин
Еварницкий
Пономарев
Фесенковы

Военные и их домашние:
Беридухова
Борщ
Бойко
Бельский
Бугаева
Вакуленко
Винник
Влащенков
Глагола
Голубничий
Довбий
Дрибноход
Дыгало
Дробноход
Дудник
Диденко
Жорняк
Иванча
Калала
Каллиниченко
Капуста
Келеберда
Кислый
Коваль
Козленко
Коник
Корниенко
Котенко
Лобойко
Лавриненко
Лупиволк
Лысак
Мирошниченко
Лупивол
Нагорный
Найденко
Овчаренко
Оноприенко
Опришко
Орач
Палеха
Пипенко
Плужников
Погорелый
Пономарёв
Рой
Рось
Свечкарь
Сизько
Светличный
Смаль
Скрипниченко
Тарасенкова
Харченко
Телятников
Ткаченкова
Черевко
Шамин
Шульга

Дворяне, мещане и их домашние
Квиткина (Квитка)
Болдырев
Марченко
Пономарёв
Снегирёв

Государственные крестьяне
Багричева
Беридух
Борщ
Голубничий
Бойко
Булавенко
Вакуленко
Велегурина
Вервейко
Винник
Влащенко
Верченко
Гапоненко
Гармаш
Гаращенко
Глагола
Голубничий
Диденко
Довбий
Дрибноход
Дробноход
Дудник
Дыгала
Дыгало
Денисенко
Емельяненко
Жорняк
Иванча
Котенко
Ивахненкова
Каллиниченко
Келеберда
Киктенко
Кисель
Кислый
Коваль
Козленко
Кононенко
Кривенко
Левченко
Лещенко
Лобойко
Лунькин
Лупиволк
Медовкин
Мирошниченко
Нагорный
Найденко
Овчаренко
Олейник
Оноприенко
Орач
Павлий
Палеха
Пасешникова
Пипенко
Погорелый
Поддубный
Подкуйко
Рагуленкова
Рой
Рось
Рябый
Свечкарь
Сизько
Светличный
Смаль
Скляренко
Сосновикова
Стефаненко
Серый
Тарасенко
Тельный
Уманцев (Уманец)
Фесенко
Харченко
Холодный
Черевко
Черкашин
Черненко
Чернобай
Шабалдас
Шарпило
Шевченко
Шульга
Яровой
Федоренко

Временно проживающие в селе Казачья Лопань крестьяне-собственники и их домашние:
Гезенко
Зузулина
Ключник
Ковчан
Коротченко
Миличенко
Ольшанская
Старченко
Шаповалова
Раскольники села Казачья Лопань:
Дыгало
Нагорный
Свечкарь
Федоренко

Интересным лично для меня фактом оказалось то, что я не нашла в этой книге списка семьи моего прадедушки -- Степана Петровича Скорбач, проживающего уже на тот момент в Казачьей Лопани. Возможно, это связано было с тем, что он был штундистом. Не знаю. Не могу найти точного ответа на этот вопрос.

Я обратила внимание на большое количество второбрачных как мужчин так и женщин (связано это с большой смертностью по болезни). Были мужчины и женщины третьего брака. Кто-то оставался одиноким вдовцом или вдовою, но большинство устраивало свою дальнейшую жизнь, несмотря на большое количество детей (обычно до 5) от первого брака и семья пополнялась новыми детками уже в новом браке.

Максимальное количество детей, которые были в семье -- 7 ( рождённых от одной матери), детей в семье в целом могло быть больше, если супруги имели уже детей от предыдущих браков.
Особое внимание обратили на меня близнецы.
Я выписала всех близнецов на период 1900 года, которые были в селе.

Близнецы были в семье с фамилией Борщ:
Параскева и Зиновий – 15-ти лет (скорее двойня, но записаны как близнецы)
В семье Замлелых: Кирилл и Тимофей – 8-и лет

Рябые: Иван и Татьяна – 10 лет

Сизько: Наталия и Калиник —12-ти лет

И две семьи Свечкарей:
Свечкарь Василий и Сильвестр — 2 года
Свечкарь Никита и Евфимия 17-ти лет

Надо сказать, что статистика показывает, что рождение близнецов в роду говорит о том, что в будущем у потомков тоже могут рождаться близнецы.
Об этом доказывает тот факт, что на сегодня я узнала о ещё одной паре близнецов с фамилией Свичкарь, ныне живущих (Дай Бог им доброго здоровья!) -- Михаил и Владимир.




Так что, имейте в виду все, кто носят фамилию Свечкарь (Свичкарь) у нас в посёлке -- в вашем роду могут появиться близнецы! ;-)

Комментарии

  1. Хорошая новость, -- есть ещё 2 исповедки. Итого 3 исповедных росписи по Казачьей Лопани --1900, 1870, 1845 года.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)