Учитель и Поэтесса Скребец Наталья Сергеевна.

О Наталье Сергеевне Скребец -- жительнице Казачьей Лопани, Почётном Гражданине посёлка, я узнала от Константина Панина. Он с гордостью и нежностью рассказывал об учительнице Казачьелопанской школы и настоятельно рекомендовал мне познакомиться с этой творческой, интересной женщиной.


Последовав совету Константина, я написала Наталье Сергеевне и предложила продолжить беседу в режиме интервью, на что в ответ Наталья Сергеевна любезно согласилась.

Спустя время я поняла, насколько это тонкий человек. Насколько женственна, живописна и одновременно графична её поэзия. Насколько сильна её любовь к Казачьей Лопани, к жизни, к людям, к родителям...

Я предлагаю всем, кто ещё не знаком с Натальей Сергеевной, познакомиться с этой замечательной женщиной -- поэтичной душой Казачьей Лопани.


Несмотря на то, что я разговариваю на русском языке, я с огромным удовольствием читаю стихи Натальи Сергеевны на украинском, и со временем непроизвольно просто хочется  говорить на её родном языке, смягчая свою речь тонкими журчащими звуками.
Мне очень хочется цитировать Наталью Сергеевну её стихами, но зная о том, что  готовиться к выпуску новый (третий) сборник её поэзии, просто подожду того дня, когда смогу взять его в руки и насладиться  творчеством казачьелопанской поэтессы.

Наталья Сергеевна Скребец родилась 11 марта 1962 года в селе Ветеринарное (он же Красный Ветеринар, учхоз, Ветеринар, спецхоз Агроном). Мама родом из Волчанского района, отец - из хуторов Белгородщины, и несмотря на то, что Наталья Сергеевна не коренная казачанка, всю жизнь, всю свою любовь она отдаёт Казачьей Лопани.

О себе Наталья Сергеевна рассказывает следующее:

"Родители некоторое время проживали на территории Харьковского зооветинститута. Но я, честно говоря, только сейчас понимаю отца, который, оставив квартиру ближе к городу, вернулся поднимать умирающее, по тому времени, село. Я закончила Малоданиловскую школу, и сразу  пришла работать старшей пионервожатой в Казачьелопанскую школу, где и работаю сейчас. Заочно поступила  в Харьковский университет, на филфак, русское отделение. Еще в школе начала писать стихи, начиная с восьмого класса печаталась в районных и областных изданиях."

Наталья, Сергеевна, расскажите пожалуйста о родителях, что именно пришлось переосмыслить Вам, оглядываясь на их жизнь?  И что для Вас -- Родина?

"Что касается родителей, то они и не воспитывали  нас целенаправленно, но мы учились всему, видя их пример перед собой.
    Я прошу прощения за банальность и высокопарность, но для меня, поверьте, это непросто слова. Родина  - это то место, без которого ты не можешь прожить. Рано или поздно тебе захочется туда вернуться, чтобы дышать полной грудью, чтобы чувствовать себя счастливым. Народ недаром говорит: «Где родился, там и пригодился». Я не могла понять, почему отец бросает двухкомнатную квартиру в студгородке (зооакадемия - 20 минут до Харькова), работу механизатора в учхозе «Прогресс», не думает о будущем брата (он служил в это время в армии), о моем будущем (я училась тогда в 8-ом классе) и едет в какое-то захолустье (целый час от  Харькова электричкой, еще 7км автобусом, который ездит три раза в день). Что это было за подвижничество, не могу объяснить, но то, что отец полностью отдавался работе, особенно во время посевной, жатвы, пахоты, (это было какое-то наваждение) однозначно. Я теперь понимаю, что родные места заставляют человека смотреть на мир по-новому, где все делается от души."


После школы Вы сразу пошли работать пионервожатой в Казачьелопанскую школу. В каком году примерно это было?
Расскажите, если помните, о своих впечатлениях о первых трудовых буднях.  Было трудно? Было интересно? Не было желания сменить работу? И почему именно -- школа?


"В 1979 году пошла работать пионервожатой в Казачьелопанскую школу. Это был осознанный выбор, не случайность.
Принимал меня на работу директор Вакуленко Петр Дмитриевич, очень мудрый, тактичный руководитель, историк по образованию. Школа работала в две смены, в ней было около 2 тысяч учащихся (по три параллели, даже 10-ых выпускных было три).
Наполняемость классов - более 30-ти человек (сегодня в школе и 500-ста не наберется). Пионерская организация школы (4-7классы) была сплоченным, дружным коллективом со своими традициями, ритуалами, праздниками. Дружина носила имя Героя Советского Союза Александра Матросова, а отряды носили имена героев, защищавших Казачью Лопань в 1943-ем году. Традиционными в школе были: неделя комсомольской славы (конец октября), конкурс инсценированной сказки (средина декабря), парад октябрятских войск, конкурс строя и песни (февраль), «А ну-ка, девушки» (март) и т.д. "

Я знаю, что в школе когда-то был большой Музей Боевой Славы, который собирал и хранил учитель Иоселевич Аркадий Феликсович.
Как Вы считаете, нужен ли краеведческий музей в Казачьей Лопани? Или это уже никому не будет интересно?


"В школе под руководством учителя истории Иоселевича Аркадия Феликсовича  работал Музей Боевой Славы. Экспозиция музея находилась на двух этажах. Проводили экскурсии для групп всей Харьковской области, печатали в разных изданиях статьи о героях, защищавших Казачью Лопань, выпускали конверты с портретами героев, ходатайствовали о присвоении имен героев улицам, кораблям по всей стране. К сожалению, сегодня сохранилась лишь часть материалов музея (после переноса в поссовет, дом культуры, в школу вернулась только капелька из того, что было наработано Иоселевичем А.Ф.). Была в прошлом году попытка что-то возобновить, но за неимением средств так ничего и не родилось. Не знаю, как кого, а меня совесть съедает за то, что не сберегли. Говорят, «свято место не бывает пусто», а вот же не нашлось такого человека, как Аркадий  Феликсович, царство ему небесное.

Менялись руководители, все потихоньку упрощалось (боюсь сказать более грубо), никто ни с кем не советовался, выносили, переносили, и вот имеем результат. Стыдно, ведь музей был изюминкой, опорой в работе и в жизни. Сегодня тратим средства на мыльные пузыри, а сути (того, что зовем патриотизмом – ни капли).

Школа №45 в Казачьей Лопани.

...Тогда, в 80-ые годы прошлого столетия был музей, мы ездили на открытия улиц и кораблей по всему Советскому Союзу. Жизнь кипела и бурлила. Эти семь лет своего вожатства вспоминаю, как добрую сказку. Это годы сильного активного движения, как физического, так и душевного. Да и вообще , школа для меня – это жизнь, это путь постижения истины. В этом году на выпускном говорила, что воспитываем не только мы (выращивая в душах детей идеалы), но и они нас воспитывают также. И, мне думается, что, если ты без этого воспитания не можешь жить, значит ты на своем месте.

Для того, чтобы детей заинтересовать историей родного края, нужна системная разнообразная работа (разные формы комплексного воспитания). Например, праздник урожая  - это не просто экспозиция овощей и фруктов, принесенных детьми, это воспитание гордости за свою семью, вырастившую такой урожай. Мы очень слабо используем этот аспект работы, да и семейное воспитание подкачивает иногда. Поэтому работу с классом начинаю   с родителей. Если мы поймем друг друга, что у нас одна цель (успешные дети), значит работа пойдет на лад. Но часто бывает, что родители озлоблены (как правило, это касается материального плана) и не хотят понять, что школа сегодня выживает их благотворительностью. Надо просто объяснять доступно, искренне. Стараюсь демократично строить отношения и в детском и во взрослом коллективах. Стараюсь дать каждому ребенку возможность попробовать себя в каждом деле. И пусть у одного лучше получается то, а у другого – другое, но попробовать должен каждый. Считаю, что в школе все пишут стихи, но не боятся показать только единицы. Иду навстречу всем, кто рискует. Но нужно, чтобы желание исходило только от ребенка. Если ребенок достигнет успеха своим трудом, это чувство успеха будет вести его всю жизнь. Вот такая моя школьная программа. Может немного сумбурно, отвлеченно. Пишу, как на душу ложится.  Чаще всего опираюсь на собственный опыт жизни. Откуда в крестьянской семье ребенок, любящий поэзию? Помогла школа.

В восьмом классе к нам на встречу пригласили поэтов Дергачевщины (их стихи печатались на страницах районки ). Руководил этими поэтами слепой человек, поэт Виктор Петрович Тимченко. Среди них были и школьники. Особенно меня заинтриговала ученица Дергачевской школы Тараненко Оля. Я тогда побоялась показать свои творения (в тетрадях общих, с рисунками, как альбом друзей), а через год встретилась с Олей в библиотеке (Малоданиловского поссовета), где она работала. Я показала ей свои тетради, и она меня отправила к Виктору Петровичу, руководителю районной литературной студии. Так я попала в среду, родственную мне по духу, которую люблю и посещаю сейчас, хотя все изменилось с тех пор. Но поэзия стала моей отдушиной от прозы жизни. В 1978 году среди студийцев встретила нашу Казачьелопанскую гордость Бойко Виктора Степановича, у него тогда вышел первый сборник стихов «Пролог». Вот с кем Вам нужно познакомиться. Это и история, и поэзия родного края. Я должна благодарить судьбу, что свела меня с такими людьми. Без них ничего бы у меня не сложилось. А так есть два сборника, третий может будет в этом году.


Но, честно, я критически отношусь к своим работам. Очень все субъективно, по-женски эмоционально (опять же, как на душу ложилось). И мне кажется, не хватает ума -  одни чувства. Но, как говорит Виктор Петрович Тимченко, каждая книга найдет своего читателя. Сборники как-то быстро разошлись (есть они в библиотеках нашего поселка). А стихи о Родине – они и есть о Казачьей Лопани.

Яблоня во дворе школы в Казачьей Лопани. (август 2018)
 Я понимаю, что для любого творческого человека  его произведения -- как все его одинаково любимые дети. Но осмелюсь спросить, есть ли у Вас  Ваши самые любимые стихи, которые глубоко сидят в Вашей душе, которые дороги сильно, которые хочется перечитывать и перечитывать?
О чём эти стихи?
Чья поэзия повлияла на Ваше творчество? Есть ли любимые поэты? Чьё творчество Вы любите?


"Поэзию я любила всегда  современную и классическую, украинскую и русскую. Особенно люблю поэзию «серебряного века» (А. Ахматова, М.Цветаева, М. Волошин и другие). Люблю лирику представителей украинского модернизма (П. Тычина, О. Олесь и т.д.).
Перечитываю часто философскую и любовную  лирику («и будет жизнь с ее насущным хлебом, забывчивостью дня, и будет все, как будто бы под небом и не было меня…» или «сміються, плачуть солов’ї, і б’ють піснями в груди. цілуй її, цілуй її, знов молодість не буде». Меня восхищает социальная направленность поэзии! Но у самой получаются штампы.

Вы давно живёте в посёлке, и наверняка сможете рассказать о творческих людях -- жителях посёлка. Кто они? Пишут ли стихи? Рисуют? Мастерят? Вышивают? Можете о них рассказать?


Что касается творческих людей поселка, то их множество, талантливых, заботливых, работящих. О некоторых писала в районной газете.

И, наверное, последний на сегодня вопрос -- каким Вы видите посёлок лет через 20-30? Какие у него перспективы?

Относительно  будущего нашего поселка, то я его вижу в самом радостном свете. Будет земля, а значит будут и люди, благодаря которым мы едим хлеб.

Будут это колхозы или фермерские хозяйства, или еще как-то назовут (оболочка  не столь важна), главное всех накормить, а значит, как писал Н. Некрасов «все их спасенье в труде». Я бы еще достроила предприятия по переработке сельхозпродукции (был же консервный завод).

А вообще наш поселок очень изменился и меняется в лучшую сторону. Идут необратимые процессы.  Все должно быть во благо людям. Жаль, что не все хорошее мы переносим в будущее (как с музеем боевой славы). Но есть люди, которые пытаются это хорошее сберечь, тот же Костя, Татьяна Петровна, Виктор Степанович (спасибо Иоселевичу и Бельской  они собрали материал, которым мы практически пользуемся)."

Современный центр посёлка.

Свой рассказ о Наталье Сергеевне я хотела бы закончить строками из её стихов, но воздержусь до выхода её сборника. Скажу одно, работа и любовь -- это "крылья", которые помогают Наталье Сергеевне "летать" и наслаждаться жизнью!

Наталья Сергеевна, я поздравляю Вас и в Вашем лице учителей  всех школ с Днём Знаний и началом учебного года!
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, творческих успехов, радости в жизни, талантливых и добрых учеников!  Желаю сил и вдохновения для новой поэзии, которую я буду с нетерпением ждать!  Спасибо Вам большое!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Родословная. С чего начать?