Проезжая через Казачью Лопань... Преосвященный Амвросий.



Продолжаю рассказывать о тех, кто побывал хотя бы проездом в Казачьей Лопани.
Эту рубрику я начинала рассказом о посещении нашего посёлка в  1895 году профессором Высоковичем.

Сегодня же я расскажу о короткой остановке на пути из Москвы в Харьков преосвященного Амвросия. Об этом я узнала из биографического очерка "Высокопреосвященный Амвросий. Архиепископ Харьковский", напечатанного в Харькове в 1902 году.


Опубликую здесь выдержки из этого труда.

"Родиной преосвященного Амвросия был город Александров Владимирской губернии. Около  двух веков лица, носившие фамилию Ключаревых, были приходскими священниками в этом городе. Преосвященный Амвросий нередко вспоминал о деде своём по отцу александровском священнике Петре Александровиче Ключареве, который очень любил точное выполнение церковного устава при своих священно-служениях, сам пел и читал на клиросе и неопустительно проповедовал народу слово Божие. Сын его Иосиф Петрович Ключарев (отец преосвященного Амвросия), родившийся в 1789 году, пользовался всеобщим уважением как среди духовенства всего александровского уезда, так и среди светских людей, как человек строгой жизни, ученый и энергичный...
Окончив курс в семинарии, Иосиф Петрович Ключарев в 1813 году женился на дочери священника того же города Александрова о. Ильи Артемьевича Селезнева -- Марии Ильиничне, девице с здравым, светлым умом и любящим сердцем, и был определён на священическое  место к Преображенской или -- что то же -- Богоявленской церкви родного своего города Александрова; на этом месте он послужил 42 года ( с в1813 по 1855 ) сначала в сане священника, а потом-- в сане протоиерея.
У о. Иосифа Петровича Ключарева, насколько мы знаем, было три сына: Петр, Алексей и Александр и одна дочь Надежда.
Средний сын, Алексей Осипович Ключарев, родившийся 18 марта 1820 года, и есть то наш знаменитый, ныне в Бозе почивающий святитель, архиепископ Амвросий.

...

Всё лето 1882 года по Москве ходили слухи о том, что преосвященный Амвросий переводится ....в Харьков...

"В Харьковских Губернских Ведомостях" была помещена телеграмма из Москвы от 27-го октября о том, что преосвященный Амвросий выезжает из Москвы в Харьков 28 октября. Но сообщение это оказалось неверным. В действительности преосвященный Амвросий выехал из Москвы 29-го октября, в пятницу, о чём своевременно и дано было знать соборному ключарю отцу С.А. Илларионову для надлежащих распоряжений. В этот же день соборный ключарь о. Илларионов и благочинный харьковских градских церквей протоиерей Чижевский с вечерним курьерским поездом выехали для встречи преосвященного в город Белгород, где в 9 с половиной часов утра 30-го октября и удостоились встретить и принять от него архипастырское благословение и сопутствовали ему до Харькова. На первой станции Харьковской епархии "Казачья Лопань" преосвященного встретил благочинный 4-го округа харьковского уезда, протоиерей Марк Рокитянский и причт села Казачьей Лопани, а крестьяне этого села поднесли ему хлеб-соль. Преосвященный вышел из вагона на платформу, принял хлеб-соль, благословил всех присутствовавших, при этом пожелал жителям слободы Казачьей Лопани, а в лице их и всей пастве изобилия плодов земных и совершенного благополучия.

...
К двум часа дня преосвященный Амвросий пригласил к своему столу старшее городское духовенство -- некоторых членов консистории, благочинного и ректора семинарии. На этом обеде был подан всем прежде всего тот чёрный ржаной хлеб, который был поднесён преосвященному крестьянами Казачьей Лопани. Обед отличался простотою и скромностью. Усталый от пути, преосвященный был молчалив. Ни речей, ни тостов не было.
...

В течение 1883 года преосвященный Амвросий работал чрезвычайно много. Он иногда шутил сам над собою, говоря:
"Я --архиерей деловой; все пять архиерейских резолюций: " в консисторию", "смотрено", "исполнить", "утверждается" и "разрешается" на память знаю и мне остаётся только угадывать, на каком деле какую поставить."

...

Из событий личной жизни преосвященного Амвросия за 1883 год можно отметить только награждение его орденом св. Анны 1-ой степени и его поездку в Москву, где он участвовал в освящении храма  Христа Спасителя. В 1883 году он ещё очень скучал по Москве и поездка туда для него была действительно событием в его жизни.
Харьков был для него ещё чужим, Малороссия -- чужою стороною.

...
С не меньшим вниманием относился преосвященный Амвросий в 1883 году к изданию Епархиальных Ведомостей. Он был по истине душею этого дела. Издание получило более литературных характер, чем официальный.

...

Новым предметом забот и попечений для преосвященного Амвросия с 1884 года стали церковно-приходские школы. Указ св. Синода о Высочайше утверждённых "Правилах о церковно- приходских школах" был получен в Харькове 25 июля 1884 года.
...

По указанию преосвященного Амвросия, ... было написано в 1884 году для журнала "Вера и Разум", две статьи:
1. "Штундизм и пашковщина"
2. "Значение философии в системе семинарского курса и преимущества её в этом отношении пред математикою и другими общеобразовательными предметами".
Первая статья была вызвана быстрым распространением пашковщины среди интеллигентного общества и -- штундизма среди простонародья; вторая -- предпринятым в то время пересмотром семинарского устава.
...

Быстрое распространение штундизма и толстовщины по захолустным сёлам харьковской епархии среди простых крестьян, начавшееся с 1886 года составляло предмет особенных забот со стороны владыки.

_________________

Несмотря на то, что о посещении Амвросием Казачьей Лопани в этом труде написано несколько строк, я рекомендую к прочтению всего этого труда, такого яркого эмоционально и тщательного по деталям излагаемых событий. Такая себе художественная хронология.
Кому интересна жизнь Амвросия в Харькове, его деятельности, его мыслях, его работе -- рекомендую к прочтению этот труд.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)