Северный радиус. Участок Курско-Харьково-Севастопольсокй железной дороги.
К 150- летию Курско-Харьково-Азовской железной дороги.
(Отрывок из Полного географического описания нашего отечества. 1903 год.)
Юг России в 50-ых годах истекшего столетия (19-го) настолько нуждался в удобных путях, что эта насущная потребность сознавалась всеми. Тогда и возник проект продолжения Николаевской железной дороги на юг до соединения с южными портами Азовского и Чёрного морей.
После того как Главное Общество российских железных дорог, которому надлежало строить эту линию, оказалось не в состоянии выполнить это дело, железнодорожное строительство для рассматриваемой области вступило в трудный период. Новые общества не образовывались, а между тем сознавалась необходимость здесь целой сети железных дорог.
В проекте министерства путей сообщения, рассматриваемом в конце 1862 года, южная линия Москва-- Курск-- Харьков-- Крым ( протяжением в 1.440 вёрст) занимает первое место в перечне "самонужнейших" дорог, но проект этот осуществился не скоро. Также неудачна была первая попытка сооружения линии на Одессу, долженствовавшей пересечь рассматриваемую область.
Ещё весной 1857 года образовалась компания учредителей, при участии торгового дома Томсон Банар и Ко и многих русских высокопоставленных лиц, которая просила о дозволении составить акционерное общество для постройки железной дороги от Одессы через Балту, Брацлав, Киев, Нежин и Кролевец до встречи с предположенными к сооружению Феодосийской и Либавской дорогами, но попытка эта кончилась неудачно, и новое сообщество не получило концессии, так как в то время ещё не предполагалось , что эту линию выстроит Главное Общество. В течение 1861 года всё русское общество было сильно занято вопросом о направлении южной линии. Вопрос этот очень оживлённо обсуждался в печати, причём решали, должна ли новая дорога пройти на юг от Москвы через Тулу, Орел, Курск и Харьков на соединение с портами Азовского моря, или на соединение с Одессой через Калугу и Киев.
...
Линия к югу от Курска через Харьков к портам Азовского моря, хотя и входила в утверждённые сети дорог 1857Ю 62 и 66 годов, но постройка её всё ещё не осуществлялась.
Весной 1868 года сооружение Харьково-Азовской линии было наконец обеспечено. Так как основавшееся ранее общество не могло выполнить предприятия, то решено было строить дорогу на средства государственного казначейства и было заключено два подрядных договора с Поляковым на сооружение участков от Курска до Харькова и от Харькова до Таганрога с ветвью к Ростову. На всём протяжении этой дороги, то есть от Курска до Азовского моря, движение открыто в конце 1869 года. Длина всей линии -- 763 версты, причём на рассматриваемую область приходится 243 версты.
... Все эти дороги для отопления своих паровозов употребляют дрова или каменный уголь. Преобладание того или иного топлива обусловливается, конечно, ценой дров и угля в той местности, по которой проходят железнодорожные линии. Так, Полесские дороги употребляют исключительно дрова, Либаво-Роменская -- дрова и каменный уголь, затем только Московско -Киево- Воронежская потребляет , кроме каменного угля и антрацита, дрова, но и то в очень ограниченном количестве (за 1898 г 3.735 куб. саж); все остальные дороги, то есть Курско-Харьково-Севастопольская, Харьково-Николаевска, а также подъездные пути Московско-Киево-Воронежской отопляют свои паровозы каменным углём, отчасти антрацитом, а дрова употребляют только на растопку его. Юго-Восточные ж.д. употребляют, кроме каменного угля, также и нефть.
...От города Харькова, как от центра, пролегают по различным направлениям железнодорожные и шоссейные пути.
Северный радиус -- участок Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги -- из них наиболее короткий. Направляясь от г. Харькова к с.-с.-з., железный путь проходит на 2-й версте от города мимо фабричной слободы Ивановки, лежащей на правом берегу р. Лопань; население её -- около 2.000 душ.
При селе Ивановке работает 7 фабрик и заводов, из которых старейшим и наиболее крупным по размерам производства является мыловаренный и свечносальный завод г. Ващенкова, основанный ещё в 1830 году и вырабатывающий мыла и свечей на сумму около 80 тысяч рублей; другие заводы -- маслобойный Рубинштейна и Ко, завод соляной кислоты г. Шульца (учреждённый в 1843 г.) -- оба с производством почти по 80 тыс. р.; затем завод свинцовых белил г. Пащенко-Тряпкина (Эрмана), основанный в 1860 году и выделывающий белил на 16 тыс. рублей и наконец три небольших стекольных завода, изготовляющих бутылок и посуды все вместе на 7 тысяч рублей в год. В 2х верстах к северу от Ивановки находится с. Алексеевка (до 800 ж., волостн. правл.), при котором существует винокуренный завод князя Гагарина и ф. -д. Лауница с производством спирта на сумму свыше 15 тыс. р.
Перейдя на 4-й версте от города р. Лопань, железный путь на 10-й в. достигает первой своей станции Дергачей, получившей своё название от близлежащей волостной слободы Дергачей, расположенной по обоим берегам р. Лопани и окаймлённой возвышенностями; р. Лопань образует местами вблизи слободы болотистые низменности, в прежнее время покрытые богатой растительностью, где в изобилии селились птицы дергачи, по объяснению местных жителей, и оставившие своё имя слободе.
В слободе две церкви, из которых Николаевская деревянная построенная в 1780 году, школа, лавки, еженедельные базары. Население слободы может быть определено цифрой от 7 до 8 тысяч человек. (Население по переписи 2001 года составляло 20 196 человек.)
Вблизи сл. Дергачей существует Дергачевская школа садоводства, огородничества и хмелеводства, учреждённая в 1890 году Харьковским обществом исправительных приютов в имении общества. В 3,5 верстах от слободы находится казенная Харьковская сельско-хозяйственная ферма; хозяйство фермы состоит из полеводства, луговодства, огородничества, садоводства, лесоводства, скотоводства и технических производств -- кирпичного, черепичного, торфяного и мукомольного. При ферме Дергачах имеется одна из немногих в нашей области метереологических станций. В версте от фермы лежит фабричная слобода Мало-Даниловка (400 жителей); наиболее крупным предприятием здесь является сахарорафинадный завод "Т-ва Харьковского сахарорафинадного завода", вырабатывающий сахара и чёрной патоки почти на 3 миллиона рублей ежегодно; кроме того здесь существует воскобелильный завод Ващенкова, основанный в 1880 году, с производством свечей на сумму около 70 т. р., пиво-варенный завод Рейнеке, годовой производство которого исчисляется суммою свыше 50 тысяч рублей, и наконец ещё несколько сравнительно небольших кирпичных заводов. При слободе находится имение А.И. Кочетовой, занимающее площадь в 552 десятин. Система хозяйства вольная. Практикуется искусственное лесоразведение. Имеется мукомольная мельница, приводимая в действие локомобилем.
Следующая за Дергачами станция Камышевка находится от Дергачей в 12 верстах.
В 6 верстах к востоку от Камышевки расположена слобода Дементеевка, имеющая 2.500 ж.н. волостн. правление. В эпоху освобождения крестьян село это принадлежало графу Дмитрию Николаевичу Шереметьеву, владеющему здесь 6.500 десятинами земли.
В 6 вер. к юго востоку от Дементеевки расположено село Большие Проходы, при речке того же имени, основанное в 1660 году как поселение детей боярских, служивших в Белгороде;
во второй половине 18 века село было населено духоборами и беспоповцами; людность его в настоящее время -- около 2 тыс. жителей. (Из Wikipedia: Население по переписи 2001 года составляет 1003 (478/525 м/ж) человека.)
На 13-й вер. от Камышевки Курско-Харьковский железный путь достигает последней своей станции в рассматриваемой нами области -- Казачьей Лопани, получившей своё название от расположенного подле неё села того же имени, имеющего более 3.000 жителей, лавки, и небольшую мукомольную и крупяную мельницу Николаенко. (Из Википедии: По данным переписи 2001 года численность населения составляла 5878 человек, на 1 января 2013 года - 5334 человек)
Вёрст в 8-и к юго-западу от станции находится с. Карасевка, имеющее 700 жителей и в эпоху освобождения крестьян принадлежавшее Петру Дмитриевичу Хрущову, владевшему здесь 4.500 десятинами земли. Сын его, Иван Петрович Хрущов, известный некоторыми своими изданиями, был в последние годы 19 века попечителем Харьковского учебного округа.
На западе от станции, вёрст в 15, при реке Удах находится заштатный город Харьковской губернии Золочев, основанный в 1677 году поселенцами из заднепровского города Мошурова Рога. Во времена слободских полков Золочев был сотенным местечком; в 1680 году подполковник Григорий Донец под городом наголову разбил татар. Возведён на степень уездного города Золочев был в 1780 году, но в 1797 г. уже был упразднён. В настоящее время в Золочеве жителей около 7 тысяч человек; в течение года здесь бывает 6 незначительных ярморок. В городе ещё и до настоящего времени сохранились следы вала, сооружённого во времена первых поселенцев.
Верстах в 12 к северо-востоку от города, на обоих берегах р. Уды, по правую сторону Муравского шляха, расположено большое село Уды, возникшее в конце 18 века; оно имеет до 4.000 жителей, волостное правление и 3 ярмарки. В селе более 500 женщин занято приготовлением холста, поясов, тяжины и чёрного сукна.
Верстах в 8 к северо-западу отсюда лежит с. Ивановское (600 жителей), при котором находится винокуренный завод Кудрявцева, выделывающий спирта ежегодно на 65 тысяч рублей, и паровая мельница. Вёрст в 12 к северо-западу от Золочева, по транспортной дороге в Грайворон, в Богодуховском уезде находится с. Лютовка, имеющее более 1.500 жителей, волостное правление и 4 ярмарки. В эпоху освобождения крестьян
Лютовка принадлежала супруге известного министра путей сообщения царствования императора Николая 1, Клеопатре Петровне Клейнмихель (*урождённая Ильинская), владевшей здесь 6.600 десятинами земли.
Ныне здесь находится имение её сына графа Н.В. Клейнмихеля площадью в 4.300 десятин земли, из которых 3.400 десятин находится под пашней. В имении разводятся лошади першероны, рогатый скот карамзинского отродья и свиньи-линкольны. В хозяйстве есть ещё плодовый сад в 10 десятин. В 4 верстах к югу от Золочева, на левом берегу Уды расположено с. Должик, имеющее до 2000 жителей, школу, лавки и 2 ярмарки. Оно возникло в конце 17 века и было пожаловано храброму полковнику Григорию Донцу.
В эпоху освобождения крестьян это село принадлежало князям Дмитрию и Сергею Фёдоровичам Голицыным, владевшим при Должике и соседних деревнях и хуторах 10.400 десятин. Ныне в имении наследников князя Дмитрия Фёдоровича Голицына при Должике имеется свыше 4.100 дес., из которых 3.310 дес. под пашнею. Полевое хозяйство ведётся при четырёх севооборотах: трёх, четырёх, пяти и пятнадцатипольном. В имении имеется завод рысистых лошадей. С 1840 г. работает здесь винокуренный завод, выкуривающий ныне спирта на 30 тыс. рублей в год. Кроме того здесь есть механическая мастерская для изготовления и ремонта земледельческих орудий, с производительностью до 10 тысяч рублей в год.
Прямо к северу от Харькова идёт, в общем, почти параллельно железнодорожному, шоссейный путь на Курск, на на всём слишком 85-верстном участке его, принадлежащем нашей области, сколько-нибудь замечательных пунктов указать нельзя.
На северо-восток от Харькова на г. Волчанск в Москву направляется почтовый тракт, в районе которого расположено несколько интересных в том или другом отношении пунктов. Так, верст в 2 от Харькова и в 2 же влево от тракта находится хутор Шевченков, в котором существует прядильная и канатная фабрика Корякина с годовым производством в 60 тыс. рублей при 120 рабочих, а также кирпичный завод Луговского с выработкой кирпича на сумму около 20 тыс. р. В соседнем хуторе Рыжем работает также прядильная и канатная фабрика Власовой, но, по размерам производства, уже в четыре раза меньшая.
В 6 верстах от Харькова и версте от почтового тракта, на берегу реки Харькова расположена Большая Даниловка с населением свыше 3 тыс. человек, волостным правлением и школою. Вблизи неё известны хорошие ломки плотного железного песчаника. В 4 верстах отсюда, на берегах той же реки и при самом тракте лежит волостное село Циркуны, возникшее в конце 17 столетия; жителей в нём около 2700 человек, волостное правление, школа и лавки. Далее, в 8 верстах от вышеупомянутого села, также при самом тракте и на берегах реки Харькова расположены друг напротив друга два села -- Черкасские Тишки и Русские Тишки; в первом из них жителей 27000 человек, а в последнем -- 2 тысячи. Первоначально были только одни Тишки, возникшие в начале второй половины 17 века, но вскоре, вследствие пререканий между поселившимися здесь великорусскими и малорусскими (черкасами), земли их в 1668 году были размежеваны, и таким образом возникли два поименованные селения. При с. Черкасских Тишках находится имение В.А Хабарова, в котором применяется, при 8 полях, особая система полеводства -- выгонная.
В 1-м поле, выходящем из залежи, производится посев баштановых растений, во 2-м --капуста, в 3-м --горох и бобы, в 4-м-- яровой хлеб, а поля 5, 6, 7, и 8-е находятся под залежью. В хозяйстве применяется и искусственное орошение огорода водой из пруда посредством насоса, приводимого в движение конным приводом. Верст в 7-8 отсюда на запад, на опушке леса лежит людное село Русское Лозовое, имеющее до 3.000 жителей. В 8 верстах от Русских Тишков к северу, при слиянии рек Харькова и Липца, расположена большая волостная слобода Липцы с населением свыше 5 тысяч человек; в слободе 3 приходских церкви, волостное правление, более десятка лавок и ярмарка.
В селе существует ссудо-сберегательное товарищество для кустарей, к сожалению, однако, доступное сравнительно для немногих вследствие , с одной стороны, относительной дороговизны кредита (12% в год), а с другой -- вследствие требованием названным учреждением со стороны кустаря достаточного имущественного ценза. К северу от сл. Липцов, верстах в 9, при с. Стрелечьем ( 500 дителей), находится Николаевский Харьковский Стрелецкий штатный женский монастырь. Монастырь этот основан в 1845 году владельцем с. Стрелечьего и с. Веселого шт. капитаном Степановым и сестрою его Эмилиею, сделавшеюся игуменьею монастыря. Степанов пожертвовал в пользу монастыря 86 тысяч рублей и дом с жилыми и хозяйственными постройками, а сестра его -- 43 тысячи рублей. Все это было сделано Степановыми в память их благочестивых родителей, из которых мать Степановых делала много добра для бедных во имя св. чудотворца Николая. У с. Русских Тишков почтовый тракт делает крутой поворот к в.и, проходя мимо села Веселого, направляется к городу Волчанску. Село Веселое имеет более 1500 жителей, волостное правление, школу, лавки и 3 ярмарки и в эпоху освобождения крестьян принадлежало основателю Николаевского Стрелецкого монастыря Михаилу Ивановичу Степанову, владевшему здесь 7.300 десятинами земли.
Источник -- Полное географическое описание нашего отечества. 1903 год.
(Отрывок из Полного географического описания нашего отечества. 1903 год.)
Юг России в 50-ых годах истекшего столетия (19-го) настолько нуждался в удобных путях, что эта насущная потребность сознавалась всеми. Тогда и возник проект продолжения Николаевской железной дороги на юг до соединения с южными портами Азовского и Чёрного морей.
После того как Главное Общество российских железных дорог, которому надлежало строить эту линию, оказалось не в состоянии выполнить это дело, железнодорожное строительство для рассматриваемой области вступило в трудный период. Новые общества не образовывались, а между тем сознавалась необходимость здесь целой сети железных дорог.
В проекте министерства путей сообщения, рассматриваемом в конце 1862 года, южная линия Москва-- Курск-- Харьков-- Крым ( протяжением в 1.440 вёрст) занимает первое место в перечне "самонужнейших" дорог, но проект этот осуществился не скоро. Также неудачна была первая попытка сооружения линии на Одессу, долженствовавшей пересечь рассматриваемую область.
Ещё весной 1857 года образовалась компания учредителей, при участии торгового дома Томсон Банар и Ко и многих русских высокопоставленных лиц, которая просила о дозволении составить акционерное общество для постройки железной дороги от Одессы через Балту, Брацлав, Киев, Нежин и Кролевец до встречи с предположенными к сооружению Феодосийской и Либавской дорогами, но попытка эта кончилась неудачно, и новое сообщество не получило концессии, так как в то время ещё не предполагалось , что эту линию выстроит Главное Общество. В течение 1861 года всё русское общество было сильно занято вопросом о направлении южной линии. Вопрос этот очень оживлённо обсуждался в печати, причём решали, должна ли новая дорога пройти на юг от Москвы через Тулу, Орел, Курск и Харьков на соединение с портами Азовского моря, или на соединение с Одессой через Калугу и Киев.
...
Линия к югу от Курска через Харьков к портам Азовского моря, хотя и входила в утверждённые сети дорог 1857Ю 62 и 66 годов, но постройка её всё ещё не осуществлялась.
К. Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге»
Весной 1868 года сооружение Харьково-Азовской линии было наконец обеспечено. Так как основавшееся ранее общество не могло выполнить предприятия, то решено было строить дорогу на средства государственного казначейства и было заключено два подрядных договора с Поляковым на сооружение участков от Курска до Харькова и от Харькова до Таганрога с ветвью к Ростову. На всём протяжении этой дороги, то есть от Курска до Азовского моря, движение открыто в конце 1869 года. Длина всей линии -- 763 версты, причём на рассматриваемую область приходится 243 версты.
... Все эти дороги для отопления своих паровозов употребляют дрова или каменный уголь. Преобладание того или иного топлива обусловливается, конечно, ценой дров и угля в той местности, по которой проходят железнодорожные линии. Так, Полесские дороги употребляют исключительно дрова, Либаво-Роменская -- дрова и каменный уголь, затем только Московско -Киево- Воронежская потребляет , кроме каменного угля и антрацита, дрова, но и то в очень ограниченном количестве (за 1898 г 3.735 куб. саж); все остальные дороги, то есть Курско-Харьково-Севастопольская, Харьково-Николаевска, а также подъездные пути Московско-Киево-Воронежской отопляют свои паровозы каменным углём, отчасти антрацитом, а дрова употребляют только на растопку его. Юго-Восточные ж.д. употребляют, кроме каменного угля, также и нефть.
...От города Харькова, как от центра, пролегают по различным направлениям железнодорожные и шоссейные пути.
Северный радиус -- участок Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги -- из них наиболее короткий. Направляясь от г. Харькова к с.-с.-з., железный путь проходит на 2-й версте от города мимо фабричной слободы Ивановки, лежащей на правом берегу р. Лопань; население её -- около 2.000 душ.
Ивановка
Перейдя на 4-й версте от города р. Лопань, железный путь на 10-й в. достигает первой своей станции Дергачей, получившей своё название от близлежащей волостной слободы Дергачей, расположенной по обоим берегам р. Лопани и окаймлённой возвышенностями; р. Лопань образует местами вблизи слободы болотистые низменности, в прежнее время покрытые богатой растительностью, где в изобилии селились птицы дергачи, по объяснению местных жителей, и оставившие своё имя слободе.
Дергач
В слободе две церкви, из которых Николаевская деревянная построенная в 1780 году, школа, лавки, еженедельные базары. Население слободы может быть определено цифрой от 7 до 8 тысяч человек. (Население по переписи 2001 года составляло 20 196 человек.)
Вблизи сл. Дергачей существует Дергачевская школа садоводства, огородничества и хмелеводства, учреждённая в 1890 году Харьковским обществом исправительных приютов в имении общества. В 3,5 верстах от слободы находится казенная Харьковская сельско-хозяйственная ферма; хозяйство фермы состоит из полеводства, луговодства, огородничества, садоводства, лесоводства, скотоводства и технических производств -- кирпичного, черепичного, торфяного и мукомольного. При ферме Дергачах имеется одна из немногих в нашей области метереологических станций. В версте от фермы лежит фабричная слобода Мало-Даниловка (400 жителей); наиболее крупным предприятием здесь является сахарорафинадный завод "Т-ва Харьковского сахарорафинадного завода", вырабатывающий сахара и чёрной патоки почти на 3 миллиона рублей ежегодно; кроме того здесь существует воскобелильный завод Ващенкова, основанный в 1880 году, с производством свечей на сумму около 70 т. р., пиво-варенный завод Рейнеке, годовой производство которого исчисляется суммою свыше 50 тысяч рублей, и наконец ещё несколько сравнительно небольших кирпичных заводов. При слободе находится имение А.И. Кочетовой, занимающее площадь в 552 десятин. Система хозяйства вольная. Практикуется искусственное лесоразведение. Имеется мукомольная мельница, приводимая в действие локомобилем.
Следующая за Дергачами станция Камышевка находится от Дергачей в 12 верстах.
В 6 верстах к востоку от Камышевки расположена слобода Дементеевка, имеющая 2.500 ж.н. волостн. правление. В эпоху освобождения крестьян село это принадлежало графу Дмитрию Николаевичу Шереметьеву, владеющему здесь 6.500 десятинами земли.
Дмитрий Николаевич Шереметьев.
Д. Н. Шереметев со второй женой и сыном Александром
В 6 вер. к юго востоку от Дементеевки расположено село Большие Проходы, при речке того же имени, основанное в 1660 году как поселение детей боярских, служивших в Белгороде;
во второй половине 18 века село было населено духоборами и беспоповцами; людность его в настоящее время -- около 2 тыс. жителей. (Из Wikipedia: Население по переписи 2001 года составляет 1003 (478/525 м/ж) человека.)
На 13-й вер. от Камышевки Курско-Харьковский железный путь достигает последней своей станции в рассматриваемой нами области -- Казачьей Лопани, получившей своё название от расположенного подле неё села того же имени, имеющего более 3.000 жителей, лавки, и небольшую мукомольную и крупяную мельницу Николаенко. (Из Википедии: По данным переписи 2001 года численность населения составляла 5878 человек, на 1 января 2013 года - 5334 человек)
Вёрст в 8-и к юго-западу от станции находится с. Карасевка, имеющее 700 жителей и в эпоху освобождения крестьян принадлежавшее Петру Дмитриевичу Хрущову, владевшему здесь 4.500 десятинами земли. Сын его, Иван Петрович Хрущов, известный некоторыми своими изданиями, был в последние годы 19 века попечителем Харьковского учебного округа.
Иван Петрович Хрущов
На западе от станции, вёрст в 15, при реке Удах находится заштатный город Харьковской губернии Золочев, основанный в 1677 году поселенцами из заднепровского города Мошурова Рога. Во времена слободских полков Золочев был сотенным местечком; в 1680 году подполковник Григорий Донец под городом наголову разбил татар. Возведён на степень уездного города Золочев был в 1780 году, но в 1797 г. уже был упразднён. В настоящее время в Золочеве жителей около 7 тысяч человек; в течение года здесь бывает 6 незначительных ярморок. В городе ещё и до настоящего времени сохранились следы вала, сооружённого во времена первых поселенцев.
Верстах в 12 к северо-востоку от города, на обоих берегах р. Уды, по правую сторону Муравского шляха, расположено большое село Уды, возникшее в конце 18 века; оно имеет до 4.000 жителей, волостное правление и 3 ярмарки. В селе более 500 женщин занято приготовлением холста, поясов, тяжины и чёрного сукна.
Верстах в 8 к северо-западу отсюда лежит с. Ивановское (600 жителей), при котором находится винокуренный завод Кудрявцева, выделывающий спирта ежегодно на 65 тысяч рублей, и паровая мельница. Вёрст в 12 к северо-западу от Золочева, по транспортной дороге в Грайворон, в Богодуховском уезде находится с. Лютовка, имеющее более 1.500 жителей, волостное правление и 4 ярмарки. В эпоху освобождения крестьян
Лютовка принадлежала супруге известного министра путей сообщения царствования императора Николая 1, Клеопатре Петровне Клейнмихель (*урождённая Ильинская), владевшей здесь 6.600 десятинами земли.
К. П.Клейнмихель
Ныне здесь находится имение её сына графа Н.В. Клейнмихеля площадью в 4.300 десятин земли, из которых 3.400 десятин находится под пашней. В имении разводятся лошади першероны, рогатый скот карамзинского отродья и свиньи-линкольны. В хозяйстве есть ещё плодовый сад в 10 десятин. В 4 верстах к югу от Золочева, на левом берегу Уды расположено с. Должик, имеющее до 2000 жителей, школу, лавки и 2 ярмарки. Оно возникло в конце 17 века и было пожаловано храброму полковнику Григорию Донцу.
В эпоху освобождения крестьян это село принадлежало князям Дмитрию и Сергею Фёдоровичам Голицыным, владевшим при Должике и соседних деревнях и хуторах 10.400 десятин. Ныне в имении наследников князя Дмитрия Фёдоровича Голицына при Должике имеется свыше 4.100 дес., из которых 3.310 дес. под пашнею. Полевое хозяйство ведётся при четырёх севооборотах: трёх, четырёх, пяти и пятнадцатипольном. В имении имеется завод рысистых лошадей. С 1840 г. работает здесь винокуренный завод, выкуривающий ныне спирта на 30 тыс. рублей в год. Кроме того здесь есть механическая мастерская для изготовления и ремонта земледельческих орудий, с производительностью до 10 тысяч рублей в год.
Прямо к северу от Харькова идёт, в общем, почти параллельно железнодорожному, шоссейный путь на Курск, на на всём слишком 85-верстном участке его, принадлежащем нашей области, сколько-нибудь замечательных пунктов указать нельзя.
На северо-восток от Харькова на г. Волчанск в Москву направляется почтовый тракт, в районе которого расположено несколько интересных в том или другом отношении пунктов. Так, верст в 2 от Харькова и в 2 же влево от тракта находится хутор Шевченков, в котором существует прядильная и канатная фабрика Корякина с годовым производством в 60 тыс. рублей при 120 рабочих, а также кирпичный завод Луговского с выработкой кирпича на сумму около 20 тыс. р. В соседнем хуторе Рыжем работает также прядильная и канатная фабрика Власовой, но, по размерам производства, уже в четыре раза меньшая.
В 6 верстах от Харькова и версте от почтового тракта, на берегу реки Харькова расположена Большая Даниловка с населением свыше 3 тыс. человек, волостным правлением и школою. Вблизи неё известны хорошие ломки плотного железного песчаника. В 4 верстах отсюда, на берегах той же реки и при самом тракте лежит волостное село Циркуны, возникшее в конце 17 столетия; жителей в нём около 2700 человек, волостное правление, школа и лавки. Далее, в 8 верстах от вышеупомянутого села, также при самом тракте и на берегах реки Харькова расположены друг напротив друга два села -- Черкасские Тишки и Русские Тишки; в первом из них жителей 27000 человек, а в последнем -- 2 тысячи. Первоначально были только одни Тишки, возникшие в начале второй половины 17 века, но вскоре, вследствие пререканий между поселившимися здесь великорусскими и малорусскими (черкасами), земли их в 1668 году были размежеваны, и таким образом возникли два поименованные селения. При с. Черкасских Тишках находится имение В.А Хабарова, в котором применяется, при 8 полях, особая система полеводства -- выгонная.
В 1-м поле, выходящем из залежи, производится посев баштановых растений, во 2-м --капуста, в 3-м --горох и бобы, в 4-м-- яровой хлеб, а поля 5, 6, 7, и 8-е находятся под залежью. В хозяйстве применяется и искусственное орошение огорода водой из пруда посредством насоса, приводимого в движение конным приводом. Верст в 7-8 отсюда на запад, на опушке леса лежит людное село Русское Лозовое, имеющее до 3.000 жителей. В 8 верстах от Русских Тишков к северу, при слиянии рек Харькова и Липца, расположена большая волостная слобода Липцы с населением свыше 5 тысяч человек; в слободе 3 приходских церкви, волостное правление, более десятка лавок и ярмарка.
В селе существует ссудо-сберегательное товарищество для кустарей, к сожалению, однако, доступное сравнительно для немногих вследствие , с одной стороны, относительной дороговизны кредита (12% в год), а с другой -- вследствие требованием названным учреждением со стороны кустаря достаточного имущественного ценза. К северу от сл. Липцов, верстах в 9, при с. Стрелечьем ( 500 дителей), находится Николаевский Харьковский Стрелецкий штатный женский монастырь. Монастырь этот основан в 1845 году владельцем с. Стрелечьего и с. Веселого шт. капитаном Степановым и сестрою его Эмилиею, сделавшеюся игуменьею монастыря. Степанов пожертвовал в пользу монастыря 86 тысяч рублей и дом с жилыми и хозяйственными постройками, а сестра его -- 43 тысячи рублей. Все это было сделано Степановыми в память их благочестивых родителей, из которых мать Степановых делала много добра для бедных во имя св. чудотворца Николая. У с. Русских Тишков почтовый тракт делает крутой поворот к в.и, проходя мимо села Веселого, направляется к городу Волчанску. Село Веселое имеет более 1500 жителей, волостное правление, школу, лавки и 3 ярмарки и в эпоху освобождения крестьян принадлежало основателю Николаевского Стрелецкого монастыря Михаилу Ивановичу Степанову, владевшему здесь 7.300 десятинами земли.
Источник -- Полное географическое описание нашего отечества. 1903 год.
Спасибо, Светлана! Приятно видеть знакомый отрывок из "Полного географического описания". Отличное оформление.
ОтветитьУдалить