В Борисовской Тихвинской девичьей пустыни. Рассказ паломника.

Рассказ паломника, следовавшего из Харькова через Казачью Лопань в Борисовкую Тихвинскую девичью пустынь.

"Южный край" № 4656
26 июля 1894

В Борисовской Тихвинской девичьей пустыни.
(Корреспондент "Южного края")


Дачный поезд в со­ставе одного вагона 3 класса и чуть ли не четырех десятков 4-го, наполненных возвращавшимися на север рабочими, в 6 часу вечера из Харь­кова 21 числа пришел па ст ."Казачью Лопань". У вокзала ни одного экипажа. Карьером носящиеся по дебаркадеру (Платформа железнодорожной станции - устар.) взад и вперед целыми флангами рабочие, ищущие "испить че­го-нибудь" и боящиеся остаться, не по­пав в свой вагон, мешают рас­спросам у железнодорожных служа­щих. Кое как, благодаря любезно­сти местного почтосодержателя зем­ской станции, давшего одну лошадь при двух "обратных", возвращавшихся по предстоящему нам пути, я и двое спутников уселись в таран­тас и направились к цели нашего путешествия, Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, отстоящей на 35 верст от ст. "Казачья Лопань".


Бла­годатный вечер производил приятнейшее впечатление, усиливавшееся картиною, которую представляют в настоящее время поля. Хлеб скошен, но нет, кажется, пустого места, до того густо поставлены копны, которых становилось до 30 и более в этой местности; кое где не скошенная пшеница, ячмень, овес пригинаются к земле под тяжестью ко­лосьев; удовлетворенность, полнота сказываются во всем кругом.

Ночью уже попали мы на широчайший Бори­совский шлях, ведший к самому монастырю. Долго стучались в калитку и ворота, пока последние были откры­ты. В одной калитке сказала, что это церковно-приходская школа, в другой лавочка, в третьей -- монастырское кладбище. Сторожац не имеется, мужчин нет, одни женщины исполняют все необходи­мые работы. Они объявили нам, что все номера в гостинице заняты —весть не из  приятных для устав­ших людей, но кое-как помести­ли нас.
Хорошенький номерок против нашей комнаты занимает сестра игуменьи, давно живущая здесь; сбоку харьковская купчиха Сте­панова, приехавшая сюда на лето; с другой стороны—дама из Новочеркас­ска с грудным ребенком,который сей­ час же оглушительным криком дал знать о своем существовании...

Впрочем, мы отлично уснули и так как приехали исключительно с ре­лигиозными целями, к которым, конечно, присоединялся интерес, возбуждаемый впервые виденной нами местностью, то в семь часов мы уже были в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Ма­тери. Обширное светлое здание, раз­деленное решетками на несколько отделов, все в живописи местных борисовских мастеров, славящих­ся в окрестности, церковь, освещаемая лучами солнца, имела ликующий вид. Пение стройно разда­валось с обоих клиросов, исполняв­шееся молоденькими монашенками —„клирошанками“ под руководством старейших сестер.

ІІо обеим сто­ронам церкви усердно молились "насельницы" монастыря, предоставив средину церкви мирянам. Долго по­том служились простым людям мо­лебны, пелся акафист. Сестра Макария, знакомая нам еще до приезда­ в монастырь, предложила осмот­реть ризницу, оказавшуюся богатей­шим собранием священных одежд, вышитых и сделанных руками трудолюбивых сестер. Тонкость работы, художественность рисунков не остав­ляли желать лучшего. Потом пошли в склеп под церковью, где находятся гробницы бывших игумений монастыря, здесь несколько странниц усердно клали поклоны иконам. Под­земелье сырое и производит удруча­ющее впечатление. Сестра Макария сказала нам, что будут открыты нетленные мощи почивающей здесь игуменьи Макарии, славившейся сво­им благочестием и многими добро­детелями. В другой, теплой церкви в имя Преображения Господня, оди­наковой с первой по устройству, двумя старушками монахинями читает­ся беспрестанно псалтырь, днем и ночью. Сухая, изможденная фигура в монашеском одеянии, едва шеве­лившая губами, наводила на мысль о загробном житии.

Мы благоговейно поклонились в сторону стойкой исполнительницы долга. В монастыр­ском саду находится кладбище, где хоронят и зажиточных мирян, и сестер монастыря. Все свободные монастырские здания заняты дачника­ми, приезжающими сюда с разных мест ради тех удобств, какие представляет соседство монастыря для религиозных целей; живописная местность, громаднейший лес, хоро­шая речка— Ворскло также тянет сюда дачников на лето. Пробираясь в келию к сестре Макарии, приглашавшей нас на чай, мы были по­ражены состоянием монастырских зданий в пожарном отношении. Та­кой скученности построек,такой массы горючего материала в виде дров, щеп и пр., которые находятся у каждой келии, трудно где либо и предста­вить. Проходы между домиками --де­ревянными без исключения—в один аршин не более. Идете по деревян­ному тротуару, над вами висит нечто в роде веранды из дерева же, высохшего или полу истлевшего, взбираетесь на небольшую лесенку, она вся трещит под ногами. Никаких огнеупорных материалов. Катастрофа неизбежна, если, не дай Бог, несчастная случайность прои­зойдет. Спасаться некуда и невоз­можно. Неосторожности в обращении с огнем здесь можно ждать поминут­но, потому что при каждой келии устроена кухонька, где сестры стря­пают себе кушанье, не пользуясь общей трапезой от монастыря, со­гласно принятому уставу.

Уезжая из обители, мы купили у сестры Олимпиады, заведующей мо­настырским хором, несколько про­изведений рукодельного искусства её и её родных сестер. Олимпиада - дон­ская казачка. Кто-то из отдален­ных родственниц её поступил в мо­настырь, потом приняли две тетки мо­нашество, а теперь их там три род­ных сестры, живущие вместе. Миловид­ные и молоденькие еще, сестры Олим­пиады с полным убеждением отда­ли себя на служение Богу, уверяя, что того душевного спокойствия, ка­кое они испытывают в обители, им не найти в мире. Ежегодно се­стры отправляются к своим род­ным на Дон, но мирская суета не прельщает их, и они с непритворною радостью возвращаются в свой мирный уголок в обители.


Паломник.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)