Шпилька. "Разговор двух дам" № 7419
"Южный край" №7419 от 30.06.1902
Разговор двух дам.
Встречаются на вокзале две дамы—дама, приятная во всех отношениях, и дама просто приятная.
— Здравствуйте, душечка!
— Здравствуйте, милочка!
— Мы теперь с вами только на вокзале и встречаемся...
— Да! такова уж наша доля—все путешествуем с дачи да на дачу.
— Вы куда, деточка?
— Я к знакомым в Дергачи еду. А вы?
— Представьте, какое совпадение! И я туда же... Вы к кому?
— Я к Зизи Лимончиковой. А вы?
— А я к Мими Апельсинчиковой.
— Знаете что, милочка?— давайте мы поскорее сядем в вагон, а то уже, кажется, был первый звонок. Как бы нам не опоздать или не попасть в другой поезд— помните, как в прошлый раз?...
— Ах, душечка, и не вспоминайте! Ведь, этакий скандал— в противоположную сторону уехать и встать только в какой-то Казачьей Лопани... Я даже и станции такой никогда не слыхала... Нашу харьковскую Лопань я знаю, но при чем же здесь „Казачья"— не понимаю.
— Ах, милочка! Если бы вы знали, какую сцену ревности закатил мне мой Коко за эту самую Казачью Лопань! Он, ведь, у меня ревнив, как сорок тысяч Оттело, и вообразил, что я была где-нибудь на свидании... Насилу я его успокоила...
— Нет, мой Поль сразу поверил тому скандалу, который с нами произошел, и— представьте— нисколько ему не удивился. Я так, говорит, и знал,что вы заболтались. Погодите, говорит,
вы еще и не до того доболтаетесь. Когда-нибудь вместо Карачевки не в Казачьей Лопани, а где-нибудь, в самом Петербурге очутитесь.
— Фу, какой насмешник этот ваш Поль! Ну, как ему не совестно смеяться над такою неприятностью! Однако, пойдемте, душечка, в вагон садиться...
— Пойдемте, милочка!
Идут.
—Швейцар! где стоит поезд на Дергачи.
Швейцар показывает.
— Г-н начальник станции! Позвольте вас спросить— где стоит поезд на Дергачи?
Начальник станции показывает.
— Г-н обер-кондуктор! Скажите, пожалуйста, где стоит поезд на Дергачи?
Обер-кондуктор показывает.
— Кондуктор, кондуктор! Это— поезд на Дергачи?
— Да, это.
Дамы садятся в вагон, но и там еще не успокаиваются и обращаются к какому-то мрачной наружности господину, погруженному в чтение газеты.
— Скажите, пожалуйста, этот поезд идет в Дергачи?
Тот с удивлением оглядывает с ног до головы вопрошающих, утвердительно кивает головой и продолжает чтение.
— Ну, слава Богу, мы уж теперь не ошибемся. Попали туда, куда следует.
— Да, милочка, лучше всегда расспросить хорошенько, чтобы не ошибиться...
— Ну, как вы, душечка, поживаете у себя на даче?
— Ах, и не говорите, милочка! Совсем отсырели все от этих дождей! хотим в город переезжать... Просто не лето, а осень какая-то!...
— Да, да, душечка, это ужасно!.. Каждый день дождь да дождь... И откуда это у неба столько воды берется,— не понимаю.
— А я вот чего не понимаю: как это до сих пор не изобретут никакого средства против дождей?! Ведь, уж, кажется, все изобрели—и телефон, и граммофон, и икс-лучи, и беспроволочный телеграф, и механического человека, а вот этого никак не изобретут! Обидно!..
— Погодите, душечка! И против дождей что-нибудь изобретут... Теперь люди до всего доходят!...
— Но вы заметили, что, вообще, с природою что-то неладное творится. Она как-то декадентствовать начала. То вулканические извержения, то землетрясения, а у нас в Харькове, на Сумской улице, в одном доме даже какой-то огненный шар в комнату влетел.
— Да что вы, милочка?! Какой огненный шар?!...
— Да, да! А вы разве не читали в газетах? В открытые окна проникла шаровидная молния, послышались выстрелы и по комнате начал кататься какой-то светлый шар, покатался-покатался и обратно, на воздух выкатился...
— Ах, как это, верно, интересно!
— Не интересно, а страшно, душечка! Домовладелец так перепугался, что даже городскому голове пошел на этот шар жаловаться...
— А что вы, милочка, думаете?— Ведь, это— какое-нибудь дурное предзнаменование.
— Ах, душечка! Не пугайте!
— Да, да! Говорят, что это предвещает землетрясение...
— Ах! Какая прелесть—землетрясение! А то, право, так скучно, так скучно! Все-таки развлечение будет. А интересная, должно быть, картина будет! Ведь, во время землетрясения все здания одно на другое ползти станут. И вдруг мы увидим, душечка, что земельный банк
на дворянское собрание сядет, Александровская больница в "Тиволи" перескочит, коммерческий клуб купеческое собрание придавит... Это даже нечто символическое выйдет...
—А что, если, милочка, огненный шар предвещает какие-нибудь вулканические извержения?!
— Ну, что вы, душечка! Где же в Харькове вулканы и огнедышащие горы?
— Как же?! А Лысая и Холодная—ведь, они — огнедышащие, не даром же там чуть ни каждый день пожары случаются...
Мужчина мрачного вида, которому этот разговор, очевидно, мешает, встает и говорит в сторону...
— Ну, будет ли настоящее вулканическое извержение или нет, а что у вас оно, по-видимому, уже началось и вместо лавы вы всякую чепуху из своих уст извергаете...
С этими словами он переходит в другой вагон.
— Ах, нахал!
— Ах, невежа!
— Надо позвать кондуктора!
—Нет, лучше жандарма!
— О, какие ужасные эти мужчины! Видит, что едут две беззащитных, беспомощных женщины и сейчас же начинает их оскорблять!
— Да что же, в самом деле, это такое? В вагоне даже и поговорить нельзя! Ведь, это вагон "для некурящих", вовсе не для "молчащих"!
Секундная пауза.
— А вы, деточка, заметили, как судьба преследует Англию? То из-за болезни короля коронацию отменили, а то теперь Чемберлен голову разбил.
— Так ему и надо! Не даром пословица есть—„отольются волку овечьи слезки"... Вот теперь и английскому волку отольются боэрские слёзы!..
— Ну, что же? Чемберлену, как с гуся вода: голову себе повязал да и домой из больницы поехал.
— Пожалуй, ему за это англичане еще большие овации устроют ... Они, ведь, теперь носятся с ним, как с писаной торбою, и говорят даже, что "здоровье Чемберлена— один из важнейших фондов империи, никогда еще не бывший более ценным для Великобритании".
— Знаете, милочка, даже читать такие вещи противно! Описывают, например, как весь экипаж был забрызган кровью Чемберлена... Да по моему вся эта кровь не стоит и одной маленькой капли крови, которая была пролита несчастными боэрами.
— Я с вами вполне согласна, душечка.
— А испанского-то короля уже и женить собираются... Мальчику едва шестнадцать лет минуло... Молоко, можно сказать, на губах не обсохло, и вдруг женят... Ужасно рано...
— Политика, милочка, политика, ничего не поделаешь... Да и притом Испания—страна бедная. Надо, чтобы король на богатой невесте женился...
— Ах, отчего ему к нам, в Россию не приехать?! У нас столько невест, столько невест, что на всех испанцев хватит...
— Ну, что вы это, душечка, говорите? Ведь, королю нужна невеста королевского рода...
— А если он влюбится в какую-нибудь девушку и не королевского рода.
Ведь, сердце—не камень. Вон и сербский король женился на своей подданной.
— А вы бы, деточка, отдали свою дочь за испанского короля?..
— С удовольствием. Помилуйте! Теща испанского короля?!. Разве это не
лестно. Само по себе слово „теща" стало у нас ругательным, но тещу испанского короля никто ругать не осмелится!..
— Да, да! Завидный жених... И это даже очень интересно—шестнадцатилетний муж!
— Да, да! вы правы... Но воображаю, как начнут охотиться все невесты за таким женихом...
— Да... за границей, говорят, ведь, тоже „перепроизводство" невест! У какого-то там ,например, герцога целых десять взрослых дочерей! Ну, подумайте, душечка,—десять дочерей... Ведь, это же никакого герцогства не станет, чтобы содержать такой пансион!..
— А вы, милочка, слышали про Шаляпина?
— Что такое?
— Петербургские поклонницы его ужасно опечалены...
— Чем же?
— Да помните, его приговорили к аресту за нанесение удара какому-то ювелиру и они воображали, что будут навещать этого знаменитого узника, когда он будет сидеть в темнице. И вдруг— о пораженіе—арест заменен штрафом в 5 рублей!
— Только?!
— Да, это только для Шаляпина, потому что он— знаменитость... Другому бы избиение ювелира обошлось, разумеется, дороже... Но для Шаляпина и это еще много... То есть, не в материальном, конечно, отношении много. Что ему 5 рублей, когда он 5 тысяч в месяц, верно, "напевает"...
— А, знаете ли, какая у меня, душечка, явилась идея?
— Какая?
— Пошлем его петербургским поклонницам телеграмму с таким предложением. Пусть они соберут пятьсот новеньких, совсем новеньких, только что выпущенных с монетного двора, копеечек и поднесут их Шаляпину, в каком-нибудь ценном ящике с надписью "Знаменитому певцу и не менее знаменитому бойцу для уплаты штрафа"...
— Ах, как это хорошо вы придумали. Непременно, милочка, так и сделаем...
— Ну, что, душечка, новенького в Харькове?
— Да положительно ничего интересного, кроме огненного шара.
— А в садах?
— Сады все от дождей настоящими аквариумами поделались и для привлечения публики из сил выбиваются. Публику уже этуалями не удивишь, так они теперь ее "обозрениями" стали угощать. В „Аквариум" готовится какой-то „Город в лицах", а в „Тиволи" идет „Веселая поездка по городу Харькову"...
— Кто же это так "весело ездит по городу Харькову"?
— Какой-то Захарас...
— Кто-же это такой Захарас?
— Человек, которого никто никогда в „Тиволи" не видит, но который всей открытой сцене тон задает.
— Кто же он— дирижер, что ли?
— Нет, режиссер.
— Позвольте, милочка, какой же нужен режиссер для открытой сцены? Ведь, там же никаких пьес режиссировать не надо...
— О, не скажите, душечка! Кафе-шантанный режиссер— это тоже трудная профессия. Он каждую певицу должен перед выходом на сцену осмотреть, чтобы она не очень откровенна была, у каждой должен посмотреть, что она будет исполнять... А афиши?! Ведь, он должен уметь составлять афиши, да какия афиши! Такия, чтобы публика охотно и стремглав летела покупать билеты! А на обыкновенную афишу публика и смотреть не захочет...
— А в „Тиволи" уже малороссы заиграли...
— Опять, значит, „горилкой", варениками и салом запахло...
— А вы разве не украинофилка?..
— Нет. Я совершенно согласна с тургеневским Пигасовым, который утверждал, что у малороссов все песни на один лад—„граю, граю, воропаю",,,
— Ах, нет! Украйна это— что-то поэтичное... И потом не забудьте, что, ведь, в „Тиволи"— опять играют такие „столпы" украинской сцены, как "батька" Кропивницкий, Заньковецкая, Садовский, Саксаганский...
— Да, ну их! Надоели! очень все это однообразно... И потом... все это так демократично... вульгарно. Я на сцене признаю только аристократический салон, но никак не мужицкие хатки...
Начинается контроль билетов...
— Позвольте ваши билеты, сударыни!..
— Ах!
— Ах!
— Милочка!
— Душечка!
— Милочка! Я забыла себе купить билет!
— Душечка! Я тоже забыла...
— Потрудитесь, сударыни, заплатить тройную плату.
— Что??
— За что тройную плату?
— За проезд без билетов. Такое правило.
— Глупое правило!
— Может быть, и глупое, но все таки правила, и его надо исполнять...
— Мы не желаем.
— Тогда на станции пожалуйте к жандарму, который составит протокол...
— Как?? Нас, благородных дам, да к жандарму? Да как вы смеете?!
— Да возьмите ваш глупый штраф и не смейте нас оскорблять. Но это вам даром не пройдет
Кондуктор удаляется.
— Нет, вы подумайте, душечка, какое безобразие! Он нас за каких-то "зайцев" принял!
— Ах, эти железные дороги! И каждый раз на ней с нами приключения бывают.
— Просто хоть не езди, а пешком ходи!
Подслушал:
Шпилька.
Комментарии
Отправить комментарий