Станция "Казачья Лопань". Вокзал.
Мне кажется, любой посёлок начинается с "дверей"-- с вокзала, или станции, куда человек выходит с поезда или электрички, впервые ступив ногой на перон.
Давайте посмотрим, какой он -- вокзал Казачьей Лопани?
Что таит в себе это здание? Какую историю он сможет рассказать нам о себе и о посёлке?
Для начала, я хочу привести немного статистики.
Железнодорожная станция Казачья Лопань. МЖПП" Казачья Лопань".
Участковая станция 2 класса. На станции расположена таможня, производится пограничный и таможенный контроль поездов, следующих в Россию. По станции Казачья Лопань некоторые поезда дальнего следования не останавливаются. Как правило, такие поезда проходят пограничный контроль по станции Харьков-Пассажирский.
Расстояние до Харькова - 40 км.
Расстояние до Белгорода - 43 км.
(Источник)
Давайте посмотрим, какой он -- вокзал Казачьей Лопани?
Что таит в себе это здание? Какую историю он сможет рассказать нам о себе и о посёлке?
Железнодорожная станция Казачья Лопань. МЖПП" Казачья Лопань".
Участковая станция 2 класса. На станции расположена таможня, производится пограничный и таможенный контроль поездов, следующих в Россию. По станции Казачья Лопань некоторые поезда дальнего следования не останавливаются. Как правило, такие поезда проходят пограничный контроль по станции Харьков-Пассажирский.
Расстояние до Харькова - 40 км.
Расстояние до Белгорода - 43 км.
(Источник)
Небольшая статья путешественника из Киева о начальнике станции Елене Нагорной.
Расписание движения поездов по станции Казачья Лопань
История станции начинается с истории строительства Южной железной дороги в 19 веке . Интернет источники говорят о дате открытия станции -- 1869 г. (кстати, в следующем году будет 150 лет станции! Юбилей!)
В 90-х годах XIX века в Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, обслуживающих важнейшие экономические районы страны. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу. Другим крупнейшим железнодорожным узлом России был Петербург, являясь одновременно первым морским портом. Третьим важнейшим узлом стал Харьков — центр южнорусского промышленного района, охватывающего пять губерний и областей юга страны (Харьковскую, Екатеринославскую, Херсонскую, Таврическую губернии и Область Войска Донского). (источник)
История Южной железной дороги начинается во второй половине XIX века, когда в конце февраля далёкого 1868 года был вынесен на рассмотрение проект, а уже в начале марта на имя харьковского городского головы М. Шатунова из Петербурга поступила телеграмма такого содержания: «Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось Высокое повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем город! ». Таким образом было принято решение о строительстве магистрали,которое и началось в мае 1868 года с участка Белгород-Харьков. Уже через год в мае 1869 харьковчане встречали первый поезд. Регулярное движение по направлению Курск-Белгород-Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869, а еще до конца того же 1869 заработало и направление от Харькова до Ростова протяженностью 538 верст. (источник)
Харьков. Открытие Курско-Харьковской железной дороги, 22 мая 1869
Каменное двухэтажное здание вокзала в Казачьей Лопани, было построено после войны, в 1949 году, а в 2004 году была проведена его реставрация и реконструкция. Таким мы его видим сегодня.
Лично меня порадовали новые скамейки у фасада здания, а ещё более порадовала велосипедная парковочная с левой стороны вокзала.
Из рассказов мамы, на станции был специальный двухэтажный дом, в котором жили железнодорожники. Этот дом сохранился и по сей день.
Когда я спросила у мамы, что она помнит из детства и юности, связанное с Казачанским вокзалом, она рассказала мне грустную историю...
Мама была совсем ребёнком, но помнит, как после войны в районе вокзала ходила женщина с потрёпанной сумкой и засмаленным, чёрным от сажи, чайником. Поговаривали, что когда-то она была учительницей в школе, но в войну немцы сожгли её дом, и якобы выжги звезду на её спине, после чего она потеряла здравый разум и жила в землянке...
В билетных кассах вокзала какое-то время работала моя бабушка -- Скорбач Мария Павловна.
Мама вспоминает, что детьми они часто прибегали к ней и ночевали в небольшой комнатке на вокзале.
В 2009 году в интернете появилась заметка о том, что станцию собираются серьёзно реконструировать в 2010 году.
"Это будет большая реконструкция, после которой станция будет достойной нести звание Северных ворот области", - отметил начальник дороги.
Как сообщил В.Остапчук, на станции планируется реконструировать храм и построить пешеходный мост.
О храме. "Проект новой церкви утвержден в 2002 г. Фундамент новой церкви появился в 2005 г., в 2014 г. достроили стены, в следующем году сделали кровлю, установили три купола, достроили колокольню." (Источник)
Интересно, о какой реконструкции шла речь в 2009 году?
И вот пешеходного моста я что-то не припоминаю...
В 2017 году на станции Казачья Лопань открылась мемориальная доска. (источник)
Дом до сих пор жилой.
Если кому интересно, то можно дополнительно почитать статью А.Ф. Парамонова
"Из истории Курско-Харьково-Азовской железной дороги."
http://www.otkudarodom.ua/ru/iz-istorii-kursko-harkovo-azovskoy-zheleznoy-dorogi
И небольшая видеозарисовка
Между прочим, в следующем году будет круглый юбилей --150 лет как открылась станция Южной железной дороги в Казачьей Лопани (1869 г). (источник)
И ещё страница истории ЮЖД на сайте Филиала ЮЖД.
В 90-х годах XIX века в Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, обслуживающих важнейшие экономические районы страны. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу. Другим крупнейшим железнодорожным узлом России был Петербург, являясь одновременно первым морским портом. Третьим важнейшим узлом стал Харьков — центр южнорусского промышленного района, охватывающего пять губерний и областей юга страны (Харьковскую, Екатеринославскую, Херсонскую, Таврическую губернии и Область Войска Донского). (источник)
История Южной железной дороги начинается во второй половине XIX века, когда в конце февраля далёкого 1868 года был вынесен на рассмотрение проект, а уже в начале марта на имя харьковского городского головы М. Шатунова из Петербурга поступила телеграмма такого содержания: «Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось Высокое повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем город! ». Таким образом было принято решение о строительстве магистрали,которое и началось в мае 1868 года с участка Белгород-Харьков. Уже через год в мае 1869 харьковчане встречали первый поезд. Регулярное движение по направлению Курск-Белгород-Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869, а еще до конца того же 1869 заработало и направление от Харькова до Ростова протяженностью 538 верст. (источник)
Харьков. Открытие Курско-Харьковской железной дороги, 22 мая 1869
Каменное двухэтажное здание вокзала в Казачьей Лопани, было построено после войны, в 1949 году, а в 2004 году была проведена его реставрация и реконструкция. Таким мы его видим сегодня.
Лично меня порадовали новые скамейки у фасада здания, а ещё более порадовала велосипедная парковочная с левой стороны вокзала.
Из рассказов мамы, на станции был специальный двухэтажный дом, в котором жили железнодорожники. Этот дом сохранился и по сей день.
Когда я спросила у мамы, что она помнит из детства и юности, связанное с Казачанским вокзалом, она рассказала мне грустную историю...
Мама была совсем ребёнком, но помнит, как после войны в районе вокзала ходила женщина с потрёпанной сумкой и засмаленным, чёрным от сажи, чайником. Поговаривали, что когда-то она была учительницей в школе, но в войну немцы сожгли её дом, и якобы выжги звезду на её спине, после чего она потеряла здравый разум и жила в землянке...
В билетных кассах вокзала какое-то время работала моя бабушка -- Скорбач Мария Павловна.
Мама вспоминает, что детьми они часто прибегали к ней и ночевали в небольшой комнатке на вокзале.
В 2009 году в интернете появилась заметка о том, что станцию собираются серьёзно реконструировать в 2010 году.
"Это будет большая реконструкция, после которой станция будет достойной нести звание Северных ворот области", - отметил начальник дороги.
Как сообщил В.Остапчук, на станции планируется реконструировать храм и построить пешеходный мост.
О храме. "Проект новой церкви утвержден в 2002 г. Фундамент новой церкви появился в 2005 г., в 2014 г. достроили стены, в следующем году сделали кровлю, установили три купола, достроили колокольню." (Источник)
Интересно, о какой реконструкции шла речь в 2009 году?
И вот пешеходного моста я что-то не припоминаю...
В 2017 году на станции Казачья Лопань открылась мемориальная доска. (источник)
Добавлю сюда найденную в группе ОК фотографию дома железнодорожников.
Постройка 1935 года.Дом до сих пор жилой.
Если кому интересно, то можно дополнительно почитать статью А.Ф. Парамонова
"Из истории Курско-Харьково-Азовской железной дороги."
http://www.otkudarodom.ua/ru/iz-istorii-kursko-harkovo-azovskoy-zheleznoy-dorogi
И небольшая видеозарисовка
Между прочим, в следующем году будет круглый юбилей --150 лет как открылась станция Южной железной дороги в Казачьей Лопани (1869 г). (источник)
И ещё страница истории ЮЖД на сайте Филиала ЮЖД.
Добавила в статью небольшую видеозарисовку о станции.
ОтветитьУдалить