О хатах в Казачьей лопани и снова о краеведческом музее

Как же мне хочется краеведческий музей в Казачьей Лопани!
Одна из самых больших моих мечт по благоустройству посёлка...

Я верю, что наступит время, когда в Казачьей Лопани снова будет шумно в районе вокзала, что снова к нам будут приезжать из соседних сёл, что будет о чём рассказать и что показать.

Я так часто представляю, что можно сделать для туристов и жителей посёлка...
Понимаю, что музейный бизнес очень далёк от меня, но я очень надеюсь, что  музей будет не просто украшением Казачьей Лопани, не только необходимостью для жителей с целью познакомить их с историей родного края, я хотела бы, чтобы это было место, куда бы всегда хотелось зайти, посидеть за чашкой травяного чая по старинному рецепту, полистать старые и букинистические книги из музейной библиотеки, но при этом, я хотела бы, чтобы музей был экономическим  выгодным для посёлка делом, чтобы устраивались пусть недорогие, но экскурсии по посёлку-- хоть пешие, хоть на транспорте. Можно привлечь туристов (я уже писала об этом) сувенирной продукцией, мастер-классами и конечно, для этого нужна заинтересованность самих казачьелопанцев в этом.

Я вспоминаю тот старинный диванчик -- украшение премьеры в "За двумя зайцами"... такие предметы могли бы храниться в местном краеведческом музее. И диван, и посуда и мелкая утварь, которую бы театральный коллектив мог бы использовать в своих спектаклях, украшая сцену и делая каждое действие ярче, атмосфернее, художественно богаче по оформлению.

Вообще сотрудничество -- "музей-театр", -- на мой взгляд, было бы идеальным решением для обеих организаций в посёлке... Мне очень хочется, чтобы у музея был конкретный хозяин, который бы "болел душой" за наследие, за историю, который бы не позволил повторить судьбу Музея Боевой Славы...
Мне хочется привезти в такой музей своих племянников, сестёр и братьев, и рассказать им о том, как жили их прародители...
Мне хотелось бы, чтобы при музее был организован исторический кружок или клуб (как хотите, называйте), который бы, к примеру, собирал единомышленников с определённой периодичностью и обсуждали и задачи по поискам и делились бы найденной информацией и делали бы рейды, экскурсии, поездки к старожилам за рассказами, или по сбору старинных предметов...посещали бы соседние сёла в летнее время... выезжали бы на природу и знакомились бы окрестностями посёлка и его красотами. Тут же можно сделать рукодельный кружок моделирования экспонатов по историческим описаниям -- понорамы села, макеты украинской хаты и т.п.

Я чётко понимаю и осознаю тот факт, что в наше время, порог доверия к вопросу сохранения наследия в Казачьей Лопани очень низкий, особенно среди старшего поколения (многие из них знают и помнят часть своей жизни, которую они посвятили работе над музеем Боевой славы в школеи знают о его судьбе).

Я верю... Если посёлок смог возродить народный театр, то и у краеведческого музея есть шанс БЫТЬ.
Есть предложение написать на сайте Харьковских Академии Дизайна и Архитектурного Университета наше желание и просьбу в помощи по оформлению музея или музейных экспонатов, или территории при музее.
Из своего опыта я знаю, что некоторые студенты долго выбирают тему диплома--  какой проект взять для дипломной работы, долго выбирают тему, которая так и остаётся просто дипломом, без пользы дела и дальнейшей реализации в жизнь.
Тут же, можно предложить студентам, объяснив им задачу и наши желания, дать шанс сделать не просто дипломный проект, а интересный творческий проект по оформлению и обустройству хотя бы центра посёлка или места под музей для того, чтобы Казачья Лопань стала ещё краше, ещё интереснее... Не обязательно, что предложенный вариант выпускника может быть сразу реализован, но у молодых специалистов, выпускающихся из таких заведений будет тоже шанс  помочь целому посёлку в их области стать чуточку лучше в художественном плане, а у жителей посёлка появится мотивация по благоустройству исторического центра Казачьей Лопани.

Я опять "летаю в облаках"... Знаю...Но, я всё равно буду продолжать думать о том, что конкретно я могу сделать для родины моей мамы и моих бабушки с дедушкой...

Что заставило меня снова заговорить о музее?

Найденная на днях историческая заметка о Казачьей Лопани.

Она о доме, а точнее... о казачьелопанской хате... о месте, где жили наши предки...Это такое подробное историческое описание быта и жилья, что приходится снова и снова, всё глубже и глубже погружаться с головой в терминологию, разбираться, изучать, чтобы представить полную картинку украинской "мазанки", которую даже мама моя помнит, рассказывая о глиняном полу в их хате (до постройки дедушкой кирпичного дома), и о том, как бабушка жёсткой кистью белила стены, перемешивая с глиной мел... а родственники вспоминают за хатой плетёный сарай... и картинка в моей голове начинает приобретать очертания и я представляю как в музее можно увидеть в цветных макетах улочки или дворы нашей стародавней Казачьей Лопани, по пыльным дорогам которых ездили на лошадях, где в каждом дворе голосили куры и вели свои разборки ярко-красные петухи... Где мычали бурёнки и запах навоза придавал селу этот родной шарм, к которому почему-то хочется хоть не надолго приблизиться сегодня...

Сергей Васильковский. Двор

Предлагаю вашему вниманию найденное мною сегодня историческое описание Казачьей Лопани Харьковского уезда начала 20 века.

"Казачья Лопань -- торговое местечко, потому здесь много новизны, но сохранилась и старина. Здесь несколько складов хлебных, 3 лесных, 1 сахарный, и до 10 бакалейных лавок. Поэтому песни народные (за исключением весняков*) и внешняя цивилизация -- фабричного характера. Однако постройки сохранили свой старинный вид; полы деревянные "помосты"*, несмотря на обилие леса, есть только в "коморах", где ссыпается хлеб; печи "с бовдуром" (т.е. широкой дымовой трубой из хвороста, вымазанной глиной), помещающимся в сенях, куда выводятся дымовые хода из печи варистой и из "грубки с лежанкою"; закрываются эти хода подушками из тряпок. Вдоль стен "предпичней и причилковой" идут лавы под углом, образуя в месте соединения "покутье".

Народный музей истории имени Д. Т. Кулакова Магдалиновка

В качестве украшений у икон, кроме рушников, встречаются так называемые "теремки" (ком хлеба, утыканный кругом сухими колосьями хлеба с лоскутками, цветной бумаги).



Возле печи -- общая кровать --"пиль", часть его, где складывается одежда и подушки называются "прыголовач" (1/2 арш. доска) с треугольной перекладиной. Праздничная одежда вешается над "полом" на жерди. Угол против печи занимает "мысник" -- род посудного шкафа.
Втулки дверей и окон -- "ушаки" в некоторых домах окрашиваются; чаще раскрашивают (по белому полю синими цветами, в виде деревьев) "комин" (переднюю часть печи). "Каганец" изредка употребляется -- при смазывании внутренности варистой печи.


-- Ссадины у животных лечат особым народным средством виткою (мелко нарубленные куски дерева складывают в горшок, закрывают сверху миской и щели замазывают глиной, горшок зарывают до половины в землю и на поверхностной части разводят костёр,нагревающий содержимое сосуда до тех пор, пока не образуется жидкость, в роде дёгтя).
-- Дано подробное описание выделки холста из конопли (2-х сортов "плоскини" -- без семян, более тонкого волокна и "матиркы"); счёт пряжи ведётся с нитки, наматываемой на "мотовило" (I - <), вышиной в 1 и 1/2 -- 2 арш., с перекладиной в 1 арш.; 3 нитки с одной стороны мотовила составляют "чисныцю", 10 чысныць  -- "пасмо"; 30 пасом-- 1/2 "мотка"; из мотка ниток 2 арш. мотовила выходит приблизительно 8 арш. холста. -- Эта часть как единственная во всём материале, могла бы быть напечатана, в несколько более обработанном виде. ..."

Да, читая описание, я понимала, что я не знаю значение более половины слов.
Благодарное время интернет технологий (спасибо Google!)  поможет и мне и вам изучить  значение каждого слова (было бы желание).

К примеру, я уже узнала, что весняки (скорее всего имелось ввиду веснянки) -- это старинные обрядовые песни календарного цикла.

Обрядовые песни поются на весну; ими встречается приход теплого времени и пробуждение новой жизни. Я не знаю как сложится моё "завтра" и возможно, что я не смогу потом ни поделиться с вами своими идеями и желаниями, а может работа захлестнёт меня и не будет ни времени ни шансов даже думать об этом... Поэтому я говорю об этом сегодня. Чтобы не жалеть, что не сказала...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Словарь" -1. Земство, губерния, уезд, волость.

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Родословная. С чего начать?