Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)


Сегодня я хочу рассказать читателям об одном из моих любимых художниках конца 19- начала 20 века -- Сергее Ивановиче Васильковском.
Нет, я не нашла документ, который бы говорил о его пребывании Казачьей Лопани. Но и упустить из виду его творчество я тоже не могу. Этот художник изображал в своих работах наш родной край -- Слобожанщину, и территория его передвижения во время творческих этюдов довольна обширна:
Изюм, Короповы хутора, Полтавщина, Опошня, Мерефа, Малая Даниловка, Харьковщина...


В своих работах он изображал сельскую местность, украинские крытые соломой хатки (как их можно не любить?!), селянский быт, природу. Есть несколько работ, на которых изображены мельницы. А это значит, мы можем представить и понять как выглядели мельницы и в Казачьей Лопани (о мельницах я расскажу чуть позже).
Человек многосторонний и увлекающийся, он изучал и историю и краеведение, оставив на эту тему серию рисунков и акварелей на казацкую тему.
Считаю, что его имя нужно знать каждому, мы можем гордиться тем, что такой художник жил в Харькове.
Я была крайне удивлена фактом о том, что именно в Харькове он и похоронен.
Его могила чудом осталась нетронутой после реконструкции Харьковского кладбища №1 в 1970-ых -- сейчас на этом месте молодёжный парк недалеко от метро "Пушкинская".
Каменная плита на могиле художника поможет найти место захоронения в парке и каждый из нас сможет почтить его память, возложив цветы...
А теперь об этом художнике чуть подробнее.


7 (19) октября 1854 года в небольшом городке под названием Изюм, Харьковской губернии, родился будущий талантливый художник Сергей Иванович Васильковский. Отец его был писарем. Вскоре после рождения сына семья переехала в Харьков, в котором было больше возможностей для того, чтобы дать ему соответствующее воспитание. (Источник)


Окружение, в котором рос Сергей Васильковский, было благодатной средой для формирования творческой личности. (Источник)
Его дед был чумаком из казацкого рода, а отец — писарем. Возможно, именно он раскрыл эстетическую выразительность каллиграфической линии.
Вскоре после рождения сына семья переехала в Харьков, в котором было больше возможностей для того, чтобы дать ему соответствующее воспитание.
В 1861 году семья Васильковских переехала в Владимир Волынский, который уже в то время был крупным культурным центром.

Обучение
Первые навыки в изобразительном искусстве Сергей получил в Харьковской гимназии, его учителем был Дмитрий Безперчий (1825—1913) — бывший крепостной, соученик Тараса Шевченко по мастерской Карла Брюллова.
В годы обучения Васильковский имел возможность пользоваться библиотекой своего родственника, поэта В. Александрова. В библиотеке были сочинения Николая Гоголя, Ивана Котляревского, Тараса Шевченко. Эти книги оказали на него сильное влияние. После пяти лет обучения в гимназии, по требованию отца, Васильковский вступает в Харьковское ветеринарное училище. Однако в 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе.
Обучался в Императорской Академии художеств (1876—1885), в пейзажном классе у М. К. Клодта и В. Д. Орловского. Успешное обучение дополнялось впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину.


В 1879 году за этюд с натуры Сергей Иванович получил первую академическую награду — малую серебряную медаль. В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с Порфирием Мартиновичем, Афансием Сластёном, Геннадием Ладыженским, Николаем Самокишем, Яном Ционглинским, которые также стали известными художниками. В 1881 году получил вторую малую серебряную медаль.

Стадо на околице села . Начало 1890-х


Пейзаж с хатой. Летом . 1900-е
Пейзаж под Харьковом . 1890-е

В 1883 году, выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль. За картину «На Донце» по программе «Пейзаж с деревьями, фигурами людей, и животных на первом плане» (1885, не сохранилась) получил большую золотую медаль, дающую право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования в качестве пенсионера Академии художеств. Закончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени.

Первый снег

Путешествие по Европе
В марте 1886 года Васильковский выезжает за границу. Он живёт во Франции, путешествует по Англии, Испании, Италии, Южной Африке и Германии. Там он знакомится с коллекциями художественных музеев, совершенствует мастерство, руководствуясь советами Владимира Орловского и Ивана Похитонова, которые жили в то время в Париже, много работает, выставляет свои работы в Парижском салоне.

Этюд моря. Венеция. 1887

Пребывание за границей усилило желание направить свой талант на развитие пейзажного жанра. Васильковский пешком проходит по Харьковской, Полтавской губерниям, спускается по Днепру до Запорожья. Рисует леса и луга, сельские хаты и улицы в разное время года, часто с несложными жанровыми мотивами, что органично вписываются в природу, — избегая упрощения, углубляя структуру образов. В канву современных образов земли вплетаются лирические отступления, исторические пейзажи на казацкую тематику, которые передают дух ушедшей эпохи.

Зимой в селе Опышня . 1900-е
Красная хата. Конец XIX в

Начиная с академического периода, его привлекали мотивы столкновений казаков с татарами, и он посещал батальная мастерскую, где учился его друг Николай Самокиш. Преимущественно, это произведения обобщённого характера, в которых отсутствует динамическое действие или распространенный в то время этнографически-бытовой сюжет (за исключением таких полотен, как «Стычка казаков с татарами» (1892), «Свидание» (1894)), они трактованы романтично, родственные по настроению с народным песенным фольклором.

Свидание». 1894
Бой запорожцев с татарами . 1892
Казак в степи. Тревожные знаки». Около 1905

Высоко ценя творческую независимость, Васильковский не связывал себя членством в каких-либо объединениях и представлял свои работы на выставки разных товариществ Петербурга, Харькова, Киева. От Академии Васильковский отошёл.
В 1900 году организовал в Харькове первую персональную выставку из 120 произведений.
Вместе с Самокишем выдал большой альбом рисунков, с аннотациями Яворницкого - "Украинской старины" (1910). А в 1912 году в Лейпциге выходит другая работа - "Мотивы украинского орнамента", к которому Вальковским были написаны множественные акварели с интереснейшими образцами вышивок XVIII - начала XIX веков. [2]
Перед смертью он завещал Музею археологии и этнографии Слободской Украины более 1340 своих произведений и значительную денежную сумму для создания в Харькове большого национального художественного музея.
Художник Сергей Васильковский оставил почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них он передал Харьковскому художественному музею. К сожалению, большая часть из них погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится около 500 его произведений.
«Всеобщая история искусств» характеризует Васильковского как представителя украинской национальной школы живописи, продолжавшего традиции передвижников, выделяя стенные росписи в Полтавском земском доме «Выборы полковника Пушкаря», «Бой казака Голоты с татарином» (1900—1914). Для художника характерен интерес к национальным образам и истории

Тип запорожца». 1900
Тип запорожца. 1900
Полковник левобережного реестрового полка в кунтуше». 1900

Кобзарь-слепец с мальчиком-поводырем. 1900
Вечерняя тишина». 1901

Преображенская церковь 1780 г. 1890-е
Старая церковь в с. Куцеваловка Екатеринославской губ. 1890-е
Старая церковь на Бойковщине. Около 1900
Церковь Св. Троицы в Лебедине. 1900-е
С.И. Васильковский проживал в Харькове на Москалёвке.

Возле палисадника. Портрет Прасковьи Уриловны Васильковской, матери художника.
Около 1895
Дом Васильковского в Харькове. Около 1895

Мак цветет . 1890-е
Накануне ярмарки. Полтавщина . 1904
Рождественские Святки на Полтавщине . 1900-е
Ярмарка в Полтаве. 1902
Повеяло весной. Харьковщина
Ловят снегиря. 1900. Дерево, масло
Село зимой. Мерефа . 1900-е
Хаты зимой. 1890-е
Хаты зимой. Конец XIX - начало XX в.
Весна. Полтавщина. Тихий вечер. 1890-е

На окраине Полтавы

"Весна на Украине". 1883




Казачий двор

Весенний день на Украине.

Околица
Плотина Квитки-Основьяненко
Подарок
Казачья гора. Околица Змиева . 1900-е
Каменная балка. Изюмщина . 1882
Коропов хутор. Большое провалье . 1884
Коропов хутор. Казачья гора. Змиев . Ок. 1900
Коропов хутор. Харьковщина
Малая Даниловка. Харьковщина
Околица Каменной балки . 1883
Остатки векового леса . 1897
Подножье Казачьей горы. Коробов хутор. Харьковщина». 1882
После дождя. 1885
Хата в Мерефе.
Село Мартово
Село Опышня. Тает . 1910-е
Украинская хата на холме
Хата в селе Гнилица . 1900-е
Мельницы
Мельница
Деревенская мельница
Зима
Мельница. 1890-ые годы

Мельница

Мельница

Пейзаж с ветряными мельницами и конной телегой
Могила С.И. Васильковского в Харькове.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани