Буква в букву, слово в слово. История маленькой чернильницы.
Не то, чтобы каллиграфия была моей основной точкой интереса по жизни, однако есть ощущение, что она всегда рядом и наблюдает за мной ещё со школьной скамьи.
В моё время учёбы в школе ( с 1979 по 1984 год) -- очень большое значение придавали в школах, в которых я училась именно каллиграфии.. Нет, мы уже писали обычными современными шариковыми ручками, но я ещё застала разлинеенные в косую тетради и промокашки, о которых мы вытирали конец стержней, часто растекающейся от жары чернильной массы на кончике стержня..
Кстати, о промокашках... Вот где они были просто необходимы, так это в школе, где учились мои родители, а именно моя мама в Казачьелопанской железнодорожной школе №45.
В моём семейном архиве сохранились письма дедушки, написанные пером и чернилами маме ещё в 70-ых.
Дедушкина открытка (конец 1980-ых)
Шариковая ручка
Шариковая ручка
И несмотря на то, что дедушка закончил в своё время только несколько классов, писать он умел, вычурно, оставляя красивые ветееватые закорлючечки в буквицах. Позже мамин почерк стал напоминать местами дедушкин... но речь сегодня не об этом.
После школы, будучи студенткой, обязательным предметом у нас были Шрифты. Рисованный шрифт я не любила, и как бы я не старалась строить букву, вычерчивать её отношения формы и контр формы, работа всегда выглядела для меня сухой и неинтересной. То ли дело каллиграфия, появившаяся на курсе 2 или 3 (с благодарностью вспоминаю Юрченко Олега Александровича и Яхина Эльдана Измайловича).
Вот где было мне развернуться моей широкой эмоциональной душе! Чем я только не писала...
Пером стальным, пером гусиным, тростниковой палочкой, камышом, стальной линейкой и даже, вы не поверите, огнём. В ход шли тушь, чернила, гуашь...
Прошли годы...
Работая в архиве я то и дело попадаю на интересую каллиграфию. Всматриваюсь в очертания каждой буковки, анализирую характер её и представляю какими были писари, которые оставили после себя частичку своей души в этих чудаковатых буквицах.
И вот снова меня столкнул случай с каллиграфией в виде маленькой фарфоровой чернильницы непроливайки, середины 50-ых годов прошлого уже столетия.
Такими в школе пользовалась моя мама, хотя она вспоминает два варианта чернильниц.. --фарфоровые и стеклянные.
Отрывок письма, написанный Скорбач Виктором Григорьевичем домой за 2 недели до гибели.
Одна из фарфоровых чернильниц и была подарена мне Константином (все они найдены в Казачьей Лопани). Я выбрала из нескольких оригинальную белую чернильницу с рыжим принтом в виде цветка и синим клеймом на донышке, где можно было прочитать "Довбиш" 1С.
1С -- означает( как я узнала из интернета) -- качество первое. То есть, первый сорт)
И хоть видно было по небольшой трещине на дне чернильницы, что она неоднократно падала, жидкость, в ней налитую она держит хорошо и действительно не проливается!
По клейму в наше время довольно легко и быстро можно узнать о фабрике, на которой была сделана чернильница.
Поэтому я познакомлю вас немного с историей фабрики, на которых были сделаны такие чернильницы, которыми пользовались наши родители, а у кого и бабушки-дедушки.
В районе Житомирской области залегают крупнейшие на Украине месторождения каолиновой глины. В 1823 г. это послужило причиной открытия в местечке Довбыш фарфорового завода, предположительно польским помещиком Пшебельским. Специалистов по разработке изделий и художников приглашали из Европы, поскольку своих мастеров не было.
В 1840 году завод перешел к фабриканту Ильинскому. Ему же принадлежали места добычи местного топлива и белой глины, что вместе с низкой оплатой труда приносило немалую прибыль. Годовой объем составлял до 600 000 единиц изделий. После 1880 года, когда предприятие было продано Петерсу, владельцы менялись довольно часто. Последним из них был Р. И. Рихтер. К началу Первой мировой завод с двумястами рабочими выпускал товара на 100 000 рублей.
После революционных событий, в 1922 году завод был национализирован. Продолжал ли он работать и в каком находился состоянии - не известно. После восстановления и переименования предприятия в «Мархлевский завод», в 1925 г. работы на уцелевшем оборудовании прежних владельцев возобновились. С начала тридцатых предприятие переименовано в «Завод имени Феликса Кона». Некоторое время выпускалась посуда по дореволюционным и европейским образцам. Изделия этого периода не отличались самобытностью и значительно уступали дизайном западным мастерам. До середины тридцатых годов завод расширялся и реконструировался, открывались новые цеха (живописный, механический, ремонтный, упаковочный), формировочный цех и гараж.
С 1932 года в производственно-художественной тематике появляется понятие социалистического реализма, которое в украинском исполнении всегда имело этнический оттенок. В Довбыше начала выпускаться посуда с трафаретной патриотической символикой, налаженной мастерами В. Панащатенко и М. Котенко.
После Второй мировой предприятие получило название «Довбышский фарфоровый завод». В этот период в страну попало немало красивых вещей из Германии, в том числе фарфоровой посуды и статуэток. Это повлияло на качество исполнения отечественных изделий как в форме, так и в росписи. В Довбыше продолжает изготавливаться преимущественно посуда и небольшими партиями малая пластика. Сюжеты становятся все живописнее, приобретая больше народного колорита.
С пятидесятых годов начался расцвет украинских художников керамистов, и мотивы народной росписи по фарфору использовались шире, чем когда-либо. В малой фарфоровой скульптуре женский образ все меньше становится связан с трудом, а до конца пятидесятых и вовсе исчезает. Изящные формы и тонкая роспись идеализируют женщину в фигурках народных, сказочных героинь, спортсменок. На ряде заводов порой делались статуэтки по одним и тем же утвержденным эскизам. И все же исполнение и роспись каждого предприятия имели свои особенности. Довбышский завод всегда отличался тонкой прорисовкой деталей статуэток, равномерным прозрачным красочным слоем, изящной формой, что позволяет отличить работы от подделок.
Белый, неглазурованный, полуфабрикат этих изделий учтен не был, и работники завода его выносили, раскрашивая затем дома специальными по керамике или масляными красками. Такие работы 1950–1970 гг., порой весьма интересные и самобытные, представляют также некий интерес для коллекционеров.
В этот же период завод расширен и модернизирован, улучшены условия труда. Это был взлет Довбышевского предприятия. С 1972 г. благодаря новому, освоенному методу, кобальтовые изделия приобретают широкое равномерное поле. В сочетании с незначительной позолотой такая посуда стала заводской визитной карточкой и составляла 40% всей продукции.
После войны и до восьмидесятых здесь работали скульпторы и художники, которым завод обязан высоким художественным уровнем: А.И. Ярош, Н.В. Коломиец, Лугалько, В.И. Климко.
К восьмидесятым годам пик творчества украинских художников керамистов пошел на спад. Эпоха оригинальной росписи и обаятельных фигурок украинской фарфоровой пластики закончилась. Форма и роспись посуды почти не менялась. С начала восьмидесятых Довбышевский и Полонский фарфоровые заводы объединились в ООО «Коралл», работающий поныне. Качество фарфора, благодаря особенностям местной белой глины, остается отличным.
Довоенный фарфор в духе соцреализма и военной тематикой интересует многих коллекционеров. Но среди продукции Довбышевского завода интересной и ценной считается юбилейная и тематическая посуда.
В шестидесятых годах на заводе выпускались наборы кукольной посуды, которые в основном уходили на экспорт. Детали этих крохотных, но сделанных как настоящие, сервизов также представляют интерес.
Торжественные и богатые кобальтовые сервизы были выпущены в свое время в огромном количестве и предложений об их продаже достаточно много. Потому чайный или кофейный комплект будет стоить близко 3 500 р.
Комментарии
Отправить комментарий