Трагические случаи на железной дороге более 100 лет назад



Эта публикация для сильных духом, для тех, кто хочет знать причины и обстоятельства гибели людей на железной дороге в Харьковском уезде и в частности рядом с Казачьей Лопанью более 100 лет назад.

Первой и самой главной проблемой, с которой пришлось столкнуться управлению железной дороги — жертвы среди населения и пассажиров. Люди использовали железную дорогу как пешеходную, по которой можно было удобно и быстро можно дойти в распутицу до соседних населенных пунктов. Чаще всего под поезд попадали пьяные, и по правилам им были гарантирована медицинская помощь и пособие. Пассажиры больше всего страдали от аварий, уже в 1871 г. их было четыре, крупнейшая из них произошла 16 июня с пассажирским поездом № 3 Харьков-Таганрог: тогда сошло с рельсов 7 вагонов, один пассажир был ранен. Скручивались болты и гайки, а в отдельных случаях уносились и рельсы… Впоследствии Харьковское губернское земство подняло вопрос о беспорядках на железной дороге. Причиной недовольства стали частые жалобы пассажиров на пропажу грузов без возмещения убытка, бесконтрольные завышенные тарифы, устанавливаемые кондукторами, поборы и штрафы с пассажиров. Правительственная комиссия обязала акционеров ввести жесткие тарифы, систему страхования, компенсационные выплаты. Трагедия 17 октября 1888 года – крушение царского поезда около станции «Борки», когда царская семья чудом осталась живой и невредимой, повлекла за собой судебное расследование, увольнение ряда чиновников. Впоследствии, 24 декабря 1890 года, Курско-Харьковско-Азовская железная дорога перешла в казенное ведомство Российской империи.

После строительства Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги простой люд долго ещё не мог научиться переходить железнодорожное полотно, подвергая свою жизнь смертельной опасности.
В уезде было немало трагических случаев, о которых писали местные газеты.
И хоть прошло 150 лет со дня открытия железной дороги в нашей местности, периодически мы встречаем случаи, связанные со смертью на железной дороге.

Свой рассказ я начну с газетной заметки корреспондента газеты "Южный край" -- Шпильки, который писал в 1901 году о смертельной опасности для тех, кто пытался ездить на крышах поездов...

Пассажиры на крышах.

До этого дело еще не доходило даже и на нашей, пресловутой конке во времена той анархии, какая на ней царила до издания новых обязательных поста­новлений....
Даже и на харьковской конке пасса­жир еще не путешествовал на кры­шах....
А вот на Харьково-Николаевской же­лезной дороге такие оригинальные путе­шествия уже начались, и первое (а мо­жет быть и не первое?) путешествие за­кончилось гибелью двух молодых жиз­ней.
Трудно пока установить, каким об­разом эти два пассажира очутились на крыше вагона, вместо того, чтобы сидеть в вагоне.
Но не трудно, однако, уже по этому одному печальному факту убедиться в том, насколько вообще слаб и не до­статочен у нас надзор за порядками на наших железных дорогах.
Невозможно себе представить, как это при отправлении поездов никто не мог заметить двух расположившихся на крыше вагона пассажиров.
Я, впрочем, слышал, что их было даже не два, а три и что третий пас­сажир каким-то чудом спасся от гибели.
Дело, впрочем, разумеется, не в этом.
А дело в том, каким образом во­обще возможны подобные факты.
Ведь, это что же такое? Ведь, это мо­жет дело дойти до того, что какой-нибудь пассажир и на трубу паровоза вер­хом сядет...
И неужели же и этого никто не заметит?!

В апреле 1904 года на страницах газеты была заметка о трагической гибели крестьянки Курской губернии.

Убитая поездом.

(19 апреля 1904 года) в 2 часа 42 минуты  курьерским поездом, шедшим из Курска в Харьков, была настигнута на 184 версте, между станциями "Казачья Лопань" и "Наумовки" крестьянка Курской губернии Марфа Усачева, лет 45-50. Усачеву ударило так сильно, что бросило с линии на насыпь и убило наповал.

30.12.1894

Трагическая смерть.
Перед праздником, в сочельник, в нескольких саженях от станции "Казачья Лопань", Курско- Харьково-Азовской железной дороги, произошёл ужасный смертельный случай.
Крестьянин ближайшего села одного имени со станцией хотел переехать железнодорожную линию, но в виду приближающегося поезда был задержан на переезде закрытым барьером. Лошадь, услышав грохот идущего поезда, испугалась и рванулась в сторону, минуя барьер, а потом направилась через линию, но при таких поворотах крестьянин не удержался в санях и выпал на рельсы. Его в то же мгновение постиг поезд и превратил в куски бесформенного мяса...


21 ноября 1901 года
Две жертвы паровоза.

В с. Казачья Лопань Харьковского уезда,крестьянин Келиберда провожал своих односельчан -- новобранцев. Когда последние уже сели в вагон и раздался третий звонок, он всё ещё разговаривал с товарищами. Келиберда, увидев, что поезд двинулся, хотел соскочить на перрон, но прыжок его был не удачен: он попал под поезд, и колёсами ему отрезало обе ноги. Несчастного в беспамятстве доставили в приёмный покой, где ему сделали ампутацию обеих ног. Есть надежда на его выздоровление.


19.12.1894
Задавленный поездом.

18 декабря 1894 года между станциями "Камышевой" и "Казачьей Лопанью" поездом задавлен неизвестный человек, который, как видно из костюма, принадлежит к чернорабочим. Несчастному отрезаны обе ноги и голова...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)