О школьных садах и огородах.
Хочу рассказать читателям о них и поделиться своими мыслями и воспоминаниями моих родственников о Казачьей Лопани, в которой они провели свои школьные и юношеские годы.
Итак...
В одном из номеров харьковской газеты "Южный край" за 1893 год Н.Н. Вакуловским была напечатана статья "Наблюдения периодических явлений природы".
Н.Н. Вакуловский начинает свою статью воспоминанием и цитированием слов академика Петра Ивановича Кёппена, рождённого в Харькове 19 февраля (2 марта) 1793 года, русского учёного немецкого происхождения.
Небольшая справка из Wikipedia:
Пётр Ива́нович Кёппен (19 февраля (2 марта) 1793, Харьков — 23 мая (4 июня) 1864, Карабаг, Крым) — русский учёный немецкого происхождения. Издавал труды по истории, географии, этнографии, демографии и статистике. Академик Петербургской академии наук (1839). Действительный статский советник.
Наблюдения периодических явлений природы.
Мне вспоминаются следующие прекрасные слова покойного академика Петра Ивановича Кёппена:
"Кто не радовался возвращению вестницы весны, быстрой ласточки, первому дребезжанию воздуха от парящего над нами жаворонка или курлыканью в стройном порядке перелетающего журавля, первому жужжанию пчелы, быстролётному мотыльку, цвету фиалки или ландыша?
Что день, то новый шаг в развитии природы и всему этому душа радуется, но из всего этого лишь редко кто выводит какие-либо заключения. Случилось и было -- вот всё, что помнит наибольшая часть людей. Между тем, всё это имеет высшее знаменование, ещё далеко человеком не разгаданное. "
В самом деле, разве не любопытно наблюдать оживление природы?
Крайне желательно делать возможно больше наблюдений в этом отношении. Очень может быть, что в совокупности с другими наблюдениями сии доставят позже ценный материал и для суждений даже о неурожаях, столь волновавших нас в последнее время. Вот это можно наблюдать в постепенном порядке, по схеме, как её предложил в географическом Обществе Кёппен сын, ещё лет двадцать тому назад:
А) Весна.
Прилёт птиц; пробуждение насекомых и некоторых высших животных, облиствение всех и цветение многих растений.
1. Предвестники весны. Прилёт гусей и лебедей, жаворонка, скворца, серой трясогузки или плиски, аиста, журавля и вальдшнепа (лесной кулик); (прилёт грачей, дроздов, пигалицы или чибисов, горихвостки и зяблика).
Цветение лещины (орешника) и первых цветов на полях и в лесах.
Появление первых бабочек.
Вскрытие рек, озёр и прудов.
2. Ранняя весна. Прилёт ласточек, соловьёв и кукушки (прилёт удода и иволги).
кукушка
Облиствение большинства деревьев и кустов, начиная с крыжовника и кончая берёзою, рябиною, осиною и липою. Цветение душистой фиалки, курослепа, одуванчика и первоцвета; (цветение остролистого клёна, крыжовника, абрикоса и персика).
Первое кваканье лягушек. -- Посев ярового.
3. Конец весны. Цветение фруктовых деревьев: черешни и черёмухи ( земляники и берёзы); несколько позже, яблони, рябины, сирени и ландыша, (дуба, каштана); в самом исходе начинают цвести калина (боярышник, барбарис и сосна) и колосится озимы.
Прилёт последних птиц: перепёлки и дергача.
Дергач (коростель)
Появление многих насекомых в совершенном виде, в особенности хруща (полевого сверчка, начало его пения) и комаров.
Вылупление птенцов у ласточки, аиста и удода. Облиствение дуба и последних деревьев.
Б) Лето.
Цветение и созревание хлебов, всеобщий переход от цветения к плодоношению.
Первая половина лета. Хлеба колосятся и цветут.
а) Цветут озимы, колосятся яровые, цветут шиповник, малина и белая акация.
б) Сенокос, цветут яровые и липа ( на юге лилеи и виноград); созревают черника, черешни, красная смородина, крыжовник и малина.
Вторая половина лета.
Созревание и уборка хлебов; созревают плоды берёзы (когда выпадают), рябины ( когда затенённая сторона приняла красный цвет) и лещины (орехи).
В) Осень.
Созревание фруктов и винограда, окраска и опадение листьев с деревьев.
Первая половина осени. На севере России в этом периоде замечаются первые морозы, на юге в соответствующий период происходит созревание, а под конец его сбор винограда.
Поздняя осень. Лист на деревьях желтеет и отпадает ( в особенности следует отметить следующие: берёзу, рябину, дуб и липу); оголяется и лиственница. Первый снег.
Г) Зима.
В растительности более или менее полный застой; но важно наблюдать толщу снежного покрова. Значение его не только на полях, но и в садах несомненно.
... В течении веков открываются новые миры и новые их отношения; и со всех сторон мира по всем отраслям естествознания в одну общую сумму науки собираются сведения о новых познаниях, сообщаемых разуму человеческому таинственным голосом земли и неба. "
Н.Н. Вакуловский."
Отношение человека к природе в прошлом было особенным и любовь к земле и растениям прививалась ещё со школьной скамьи.
В Харьковском сборнике за 1888 год есть огромная статья о Всероссийской сельскохозяйственной выставке1887 года, которая состоялась в Харькове.
Масштабы и количество экспонатов более чем удивляют, -- описываются подробно сорта каждого растения, породы животных, птиц, овощей и фруктов, представленных на выставке.
Но меня привлекла информация об огородных овощах, которые были представлены на этой выставке, выращенные детьми Ташировской народной школы, Верейского уезда, Московской губернии.
"В этом уезде всем школам, -- а их 30, отведены для сельско-хозяйственных занятий учеников участки земли от четверти до десятины, и даже больше. На этих участках дети занимаются огородничеством и садоводством. Инициатива в этом деле принадлежит предводителю дворянства г. Шлиппе и бывшему директору Никитского сада, г. Цабелю. Московское земство приняло дело под своё покровительство и постановило выдавать ежегодно субсидию в 250 рублей каждому уезду , где будут заведены питомники и огороды при сельских школах. Вопрос этот был затронут несколько лет назад господином Мещерским в его брошюре "О наделении народных школ землёю".
Теперь здесь, на выставке, видны плоды теоретических рассуждений. В 1884 году наделены были школы Верейского уезда землёй, а теперь при всех школах существует питомник и ведётся правильное садоводство. Сначала для обучения и работ присылали в школы садовников, а теперь этим делом руководят сами учителя школ. Ученики чрезвычайно охотно занимаются делом и заинтересованы тем, что каждый, по выходе из школы, получает в подарок несколько деревцов, которые он и пересаживает на отцовскую землю и ходит за ними. Школьные занятия стали влиять и на самих крестьян; они теперь во многих сёлах заинтересовались этим делом, разводят у себя сады и огороды, спрашивают совета у учителей, и охотно теперь наделяют школы участками земли под сады и огороды. Работы в школах ведутся до 9 часов утра и после 3 часов пополудни, то есть до и после школьных занятий.
Каждому ученику отведён особый клочок земли, который он и обрабатывает.Это вызывает соревнование между ними. В огородах преимущественно разводится репа, морковь, огурцы и подсолнечник, что дети очень любят. Выращенные овощи идут учителю, частью детям, а хорошие семена раздаются крестьянам на улучшение их огородов. Овощи иногда продаются и деньги разделяются тоже частью учителю, частью детям. В прошедшем году Любановская школа от продажи капусты и огурцов выручила около 200 рублей. Дети, учась лучшим способам огородничества и садоводства, научают этому и взрослых."
Напоминаю, что о пользе работы школьников с землёй в рамках школьного обучения говорили ещё 140 лет назад.
И тут я вспоминаю рассказы моей мамы об огороде, который находился у школы в Казачьей Лопани (1950-1960 годы). Каждому классу выделялась делянка земли. Выращивали, как правило, овощи. Старались, пропалывали, поливали, следили за ростом и развитием каждого растения. В дополнение к своему рассказу о школьном огороде, мама вспоминает , что их часто школьниками возили в сады на грузовых машинах. Она в деталях рассказывает о скамейках, которые были в кузовах. Они, детворой, занимали все места на скамейках кузова и весело, с песнями ехали на поля собирать буряки, а в садах -- рвать яблоки. Вспоминает то время с улыбкой...
Моя крёстная -- Зинаида Ивановна Коваленко также вспоминает школьный огород, рассказывая, что садили даже пшеницу и наблюдали за ростом колосков. Очень яркие воспоминания у неё о школьном саде, который располагался в ярку между восьмилеткой (земской школой) , сейчас это начальная, и больницей. Сад был большим и ухоженным, с множеством фруктовых деревьев.
А на вопрос о сельско-хозяйственных работах на поселковых полях, живо и много рассказала. Что возили их со школы и весной и летом и осенью. Приезжало много грузовых машин, загружали все, и с песнями ехали до самых полей и садов. Пропалывали кукурузу и подсолнух, перебирали картошку. Девчата пищали и бегали от полевых мышей, прятавшихся в картофеле. ))
А вот дядя Вова (Владимир Михайлович Коваленко) -- муж Зины, вспоминает, что собирали школьниками вредных жуков с растений.
Осенью отправляли на уборку огурцов, помидор и сбор моркови.
О школьном огороде в Казачьей Лопани вспоминает и моя старшая тётя-- Клавдия Ивановна Копейченко (Скорбач).
"Я помню грядки, на которых мы работали с учительницей по биологии Ольгой Павловной. Была очень добрая учительница, я ее любила. И сад был рядом с грядками, мы ухаживали, нам ставили оценки."
Ещё моя мама рассказала, что в школе они получали уже профессию. На выпускном из 10 класса, им выдали свидетельства о
получении специальности садовода.
На занятиях подробно объяснялось ученикам как делать прищепы на деревьях, как ухаживать за растениями. Всё серьёзно, с выпускным экзаменом по данному предмету.
На занятиях подробно объяснялось ученикам как делать прищепы на деревьях, как ухаживать за растениями. Всё серьёзно, с выпускным экзаменом по данному предмету.
Считаю это замечательной идеей -- ухаживать за своим клочком земли, начиная со школьной скамьи.
Мне кажется, я бы с удовольствием "копалась" на "своём" небольшом школьном участке, если даже это была грядочка размером метр на метр...
На самом деле, это не только полезное дело, опыт которого пригодился бы потом и в жизни, в работе в домашнем саде и огороде, это прививает любовь к природе, развивает любознательность, наблюдательность и ответственность. Урожай можно, к примеру, использовать в школьных обедах, либо придумать другие способы реализации, при которых бы сами ученики получали либо моральное либо (пусть небольшое), но материальное вознаграждение. Мне кажется, наличие на сегодняшний день школьного сада --это продолжение очень хорошей традиции школьного садоводства в посёлке.
Яблоки в школьном саду. 2018 год
Хочется помочь как-то развить это дело... Хочется, чтобы при школе появилась хотя бы небольшая тепличка, или выделилась бы площадка для выращивания садовых цветов и неприхотливых овощей, -- таким образом можно было пусть в факультативном режиме изучать такие актуальные науки на сегодня как садовый дизайн и садоводство.
Жду тепла и саженцев калины, которые мне хочется посадить в школьном саду.
Хочется, приезжая в посёлок, наведываться в школьный сад, ухаживать за растением, следить за его ростом и наслаждаться плодами спустя годы.
Ко всему сказанному выше, хочу добавить отрывок из книги 1930 года "Основы методики естествознания" А.П. Пинкевича.
В книге раскрывается методика знакомства школьников с сельским хозяйством и обучения их естествознанию.
Цитирую:
Одним из основных условия осуществления сельско-хозяйственного уклона является организация пришкольного участка, который и используется под огород, сад, опытное поле, пасеку и т.п. Этот участок и должен служить основною базою для исследовательской и показательной работы детей. Если смотреть на пришкольный участок, как на "сельхозбазу с широко поставленной научной и исследовательской работой детей над вопросами производства" (Б.В. Игнатьев), то совершенно очевидной станет невозможность чисто- хозяйственного подхода к пришкольному участку, что не исключает, однако, известный коммерческой его эксплуатации. Однако, если нет особого участка, если нет хотя бы маленькой лаборатории, не нужно смущаться; со временем появится и участок и лаборатория, а пока можно ограничится экскурсиями, заданиями по "методу проектов", словесным разбором наблюдённых фактов. Деревенская школа, даже без всякого оборудования, должна быть школой с сельскохозяйственным уклоном. Но, конечно, все усилия учителя должны быть направлены к тому, чтобы организовать своё собственное сельское хозяйство.
... Приведём лишь те требования, которые формулированы А.Ф. Евстигнеевым-Беляковым по отношению к условиям организации сельского хозяйства при школе:
"1. Выбирайте ту сторону хозяйства, которая является преобладающей в данной местности.
2. К преобладающей форме добавьте ту отдельную культуру или форму, с которой в данной местности население незнакомо и которую по местным условиям необходимо в данном районе пропагандировать.
3. Организуйте своё хозяйство культурно, чтобы оно имело показательное значение".
Уже многим известная харьковская газета "Южный край" на своих страницах писала в 1893 году о том, что в Харьковском земледельческом училище, что близ с. Дергачей, несколько учителей народных училищ Харьковского уезда слушают курсы садоводства с целью научить потом крестьянских детей, обучающиеся в вверенных им училищах, рациональному ведению садового дела.
"Сами крестьяне сознают пользу насаждения вблизи своих жилищ фруктовых деревьев, приносящих в хороший год больше дохода, чем огород или нива, занимающие одинаковую площадь земли, не говоря уже о приятной перспективе укрыться в тени в знойный день и защите, которую деревья могут оказать в случае пожара. К сожалению, в последнее время исчезают в Малороссии сады, воспетые нашими поэтами, а насадить новые крестьяне просто не умеют, употребляя худшую породу деревьев, выбирая почву, не всегда удобную для садового дерева, отчего последнее вянет и засыхает. Учителям, научившимся садоводству, предстоит, таким образом, совершить полезное дело, а вместе с тем воскресить былую славу Малороссии, некогда сплошь покрытую цветущими садами."
(источник --"Южный край" 1893 год)
Дергачи (центр)
Вспоминаю рассказ о выращивании лимонов в нашем крае местными селекционерами в начале 20 века.
Можно начать с себя...
Посадила я на подоконнике в конце зимы мандариновые косточки и косточку хурмы.
Сегодня уже наслаждаюсь маленькими росточками. Был бы летний сад -- можно было бы выращивать и другие экзотические растения.
В завершении своего рассказа, процитирую слова своего преподавателя из института, в котором я училась.
Он говорил: "Человек остаётся быть человеком до тех пор, пока у него есть связь с землёй (имея ввиду, обработку земли и уход за нею)."
Сама считаю крайне необходимым в наш век "высоких технологий" не забывать об этой связи и всячески развивать её, стараясь обогащать тем самым не только родную землю, но и себя.
Комментарии
Отправить комментарий