Словарь-5. Священник, дьякон, псаломщик и др. церковные термины.

Клировые ведомости -- один из документов, содержащий множество информации о церковном приходе, о её постройке и состоянии на момент написания ведомости, кем была построена, когда, из какого материала, кто служил при церкви, в каком сане, состав семей священно служителей. Конечно, часть информации о священно-служителях можно получить из Ревизских сказок, но полную историю храма всё же, на мой взгляд, помогает оставить именно Клировая ведомость.

Казачьелопанцам, можно сказать, повезло, ведь  сохранилось не мало ведомостей по храму в Казачьей Лопани, начиная с 1806 года.
Перечитав их все (что есть в хорошей сохранности  в ГАХО) , я открыла для себя удивительный мир священнослужителей и их семей. Заглянула в историю духовного служения в Архангело- Михайловской церкви села Казачья Лопань, с которой мне не терпится поделиться с читателями блога.
Скажу пока одно, это были целые семейные духовные династии, которые несли службу в нашей церкви веками...

Для того, чтобы понимать, кто есть кто, чтобы разбираться и чётко представлять как выглядели те или иные предметы, о которых упоминается в Клировых ведомостях, я решила сделать для начала такую публикацию.

Именно с этими понятиями мне пришлось столкнуться, изучая документ о службе лиц духовного сословия. Познакомившись со значениями этих слов, читателям будет легче представить картинку истории храма и его священо и церковно-служителей за более чем столетие, начиная с начала 19 века.

Архиепископ -- Духовное звание, среднее между епископом и митрополитом.

Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский.
С 1848 года епископ Харьковский и Ахтырский.



Священник -- Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом.
Священник — священнослужитель второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем, или пресви́тером.
Поставление в священники совершается епископом через рукоположение.



Диакон -- лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Служение диакона больше украшает богослужение и не является обязательным, в то же время епископ и священник может возглавлять богослужение и один.
 
Диакон, возглашающий ектению. Андрей Рябушкин. 1888. Этюд.

Дьячок -- низший разряд церковнослужителей церкви, с 1868 не входит в состав церковной иерархии и именуется псаломщиком.

Псаломщик (народн. дьячо́к) -- служитель православного храма, отвечающий за правильное пение и чтение на клиросе и за согласованность установленного Типиконом порядка богослужения с допустимыми пожеланиями служащего священника.
На обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагалось исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он вёл метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта.


Церковный староста -- человек из мирян, ведающий хозяйством церковной общины.

Первая обязанность церковного старосты состояла в приобретении свечей и хранении церковной кассы, затем старосты стали ведать ремонтом храма, сбором пожертвований и соблюдением порядка. Церковный староста не является человеком духовного звания и помогает настоятелю прихода в управлении имуществом. Старосты назначаются настоятелем или избираются приходом.

О церковных старостах Казачьей Лопани можно почитать тут.





Приход -- церковный район населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия.

Причт -- название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц.

Причт при каждом храме образовывался по положенному для него штату, который составлялся духовной консисторией и епископом по просьбам членов прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а также на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего синода. Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за «требоисправления» у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).

Право прихожан избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остаётся право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своего храма.


Просфора (То же, что просвира)  – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой».


Просфоры в Казачьей Лопани  в 19 веке пеклись из пшеничной муки 1 -го сорта, но об этом тоже чуть позже расскажу более подробно.

Набедренник -- принадлежность богослужебного облачения православного священника.
Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображён крест.
В настоящее время является её уникальной иерархической наградой, которой нет в других поместных православных Церквах. Набедренник даётся священнику (иерею и иеромонаху) за ревностное служение Церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения), либо сразу на хиротонии ставленника, имеющего семинарское духовное образование.




Набедренник XIX века



Скуфья -- скуфия́ (от греч. σκούφια «шапка») — повседневный головной убор православного духовенства и монахов. В зависимости от местных традиций право ношения скуфьи может предоставляться послушникам и иным лицам.

Мужская скуфья представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Второе значение — внутренняя часть свода купола (например, в римском Пантеоне). Женская скуфья может иметь различные формы в зависимости от местных традиций.

Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года. Скуфьи архиерея традиционно имеют крест (обычно бриллиантовый, может быть вышитый бисером или нитками). Скуфья может быть утеплённой, с мехом, для ношения её зимой.



Камилавка -- головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников

Катехизис -- Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
Катехизис содержит ответы на наиболее типичные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением.

Рукоположение -- процедура, посредством которой лицо посвящается в духовный сан, то есть определяется как священнослужитель для выполнения различных религиозных обрядов и церемоний. Процесс и церемония рукоположения в каждой религии различаются, а в некоторых, например, в исламе, — отсутствуют. Того, кто находится в процессе подготовки к рукоположению или проходит процесс рукоположения, иногда называют ординантом. Литургия, используемая при рукоположении, иногда упоминается как «рукоположение».

Теперь, когда мы разобрались в понятиях, я могу начать рассказ о священно и церковно служителях Архангело-Михайловского храма в Казачьей Лопани.

Продолжение следует...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Переселенцы 1843-1848 годов из села Лопань Харьковского уезда в Кавказскую область

Новые названия улиц Казачьей Лопани

Художник Васильковский Сергей Иванович (1854-1917)